Инесса Астахова - постпсихоанализ

депрессия

Депрессия приемной матери

Депрессия

Мало кто знает, что существует такая проблема, как синдром депрессии после усыновления. 

Послеродовая депрессия давно считается ожидаемым этапом беременности и родов. Причину этого явления считают гормональные изменения, которые происходят в организме женщины. По разным оценкам от 50 до 80% матерей испытывают послеродовую депрессию в самой мягкой форме. Из них приблизительно 10% переносят более тяжелую форму послеродовой депрессии, которая длится дольше и имеет больше симптомов. Общество обычно хорошо понимает и принимает это явление. Члены семьи и медики готовы к этим симптомам и без лишних вопросов поддерживают матерей в этот период.

Отношение общества и медиков к послеродовой депрессии коренным образом отличается от того молчания и закрытости, которые окружают все более распространяющуюся проблему – синдром депрессии после усыновления.

Ближайшее окружение такой семьи оказывается совсем не готово к тому, что приемные родители не испытывают абсолютного счастья, а даже наоборот несчастны, хотя, вроде бы, сбылась их давняя мечта.

На первый взгляд это кажется парадоксальным, но, в действительности у приемных родителей существуют конкретные причины, которые приводят к депрессивному состоянию. Многие приемные родители проходят очень долгий, занимающий порой, не один год , период, прежде, чем предоставляется возможность  усыновить ребенка. За время ожидания, надежды и мечты могут  создавать нереалистичные представления о том, как именно все будет, когда  у них появится ребенок. И конечно же приемные родители оказываются не готовы к тому разочарованию, которое они испытывают, когда реальность оказывается противоречащей их представлениям о ребенке, и о том, какими они себя почувствуют в качестве родителей.

Родителей будет терзать чувство вины и стыда из-за своего ощущения двойственности, неприязни или раздражения по отношению к приемному ребенку. Фантазия о мгновенно возникающей привязанности, как правило, нереалистична. 

Любовь к ребенку во многом похожа на любовь к будущему спутнику жизни: за эйфорией от возникшей влюбленности следует долгий и трудный процесс привыкания  к ежедневному присутствию другого человека рядом.

По отзывам многих семей, которые входят в Восточно-Европейское Объединение по усыновлению, часто нужно от двух до шести месяцев, чтобы сформировалось настоящее чувство привязанности.

Родители испытывают так же сильный страх, что все эти чувства, описанные выше станут известны близким и курирующему соцработнику. Страх, что их  осудят, сочтут недостойными родителями и заберут у них приемного ребенка. Приемные родители стараются перетерпеть, не обращать внимание на терзающие чувства, не обращаться за помощью и как следствие, сложная ситуация ухудшается еще сильнее. 

Предпочитая не разочаровывать и не ставить в тупик членов своей семьи, многие приемные матери просто молча страдают, испытывая стыд и вину, чувствуя себя несовершенными и эгоистичными.

Стресс,  кардинальные  перемены обычного хода жизни создает все предпосылки для фрустрации, чувства беспомощности и тревоги, что является прекрасным набором для наступления депрессии.

Согласно проводимому Гэрриэт МакКарти анализу данных о продолжительности депрессии после усыновления, получилась очень тревожная картина:

  • Послеродовая депрессия длится в среднем около 2-х недель;
  • Депрессия после усыновления длится  — от 2-х  до 12 месяцев  и более.
  • 45%  опрошенных приемных родителей страдали депрессией 6 месяцев и больше.
  • 85% из тех, у кого была депрессия, сообщили, что она так или иначе сказалась на их здоровье (существенная потеря/прибавка веса с последующими нарушениями сна и головными болями).
  • 70% чувствовали, что синдром депрессии после усыновления мешает плавному вступлению приемных детей в семью и налаживанию отношений.                                                                                           

В статье используются материалы Гэрриэт МакКарти