Инесса Астахова - постпсихоанализ

Сад и школа. Есть ли выбор?

Тревога

Детский сад и школа – огромный период нашей жизни. Сначала собственного детства, а потом мы возвращаемся туда с детьми и внуками. 

Предвкушение чего-то нового, искренний интерес, желание стать взрослым, первое очарование, которое для кого-то станет полным крушением надежд и фантазий. 

Учителя, воспитатели, детские интриги и недетские чувства. Отдельный мир, в котором ребенку, а потом подростку придется провести большую часть своего времени. А нужно ли все это? 

Мне не хотелось бы рассуждать о важности образования в целом или касаться спорного вопроса о системе образования в нашей стране. Есть школы и детские сады, которые до сих пор больше похожи на тюрьму или колонию строго режима, но я все — таки надеюсь, что есть и другие. Мне хотелось бы поговорить о значении детского сада и школы в жизни ребенка. 

Обычно ребенка не спрашивают, хочет ли он ходить в школу. «Надо значит надо!» — слова, знакомые для многих родителей, которые они даже не пытаются проанализировать, а просто транслируют собственным детям. И, если в случае отношения к детскому саду, мнения родителей делятся обычно на два «лагеря»: те, кто «за» и те, кто «против», то в случае школы вопросы исчезают сами собой. Хотя я знаю семью, где родители приняли решение, что их дети школу посещать не будут, а также знаю достаточно многих людей-сторонников домашнего воспитания и противников детского сада. 

Но, если придумана школа, то для чего-то это нужно? 

Детский сад, школа, двор, кружки – все это фрагменты одной большой мозаики под названием детский социум. А пока человек остается существом социальным, то ребенку необходимо учиться в этом социуме жить. 

Когда младенец только появляется на свет, ему пока не нужен никто, кроме первых объектов его общения с миром: мамы и папы. Он растет, нуждаясь в заботе и любви самых важных людей в его жизни. Через них он узнает, что такое мир, и от них зависит, насколько комфортно он потом будет себя в этом мире ощущать. Первый год ребенку спокойно и очень комфортно в своей собственной семье. Оговорюсь, что так бывает не всегда, а при условии любви к ребенку и заботы о нем. Но через три года малыш становится более независимым от матери и активно начинает интересоваться другими людьми. Современный малыш получает все больше информации об окружающем его мире с помощью общения с другими людьми. Наверное, отдавать ребенка в детский сад раньше этого возраста не стоит, но давайте смотреть в лицо реальности, в которой у родителей очень часто просто нет другого выбора. 

Не каждый малыш адаптируется в этом мини-социуме для детей, но и не каждый взрослый чувствует себя абсолютно комфортно в обществе других взрослых людей. 

И то, как ребенок будет адаптироваться в детском саду, тоже очень часто зависит от взрослых. Я за детские сады и школы, именно здесь ребенок может научиться общаться со сверстниками. И подчеркну: я не противопоставляю семью и детский сад, я говорю о необходимости и того, и другого. И, если вы против, то спросите себя почему. 

Для многих выбор, отдавать ребенка в детский сад или нет, связан с собственными воспоминаниями, сравнимыми только с содержанием самого страшного триллера. Может быть, пора избавиться от проекций? 

Конечно, если ваше чадо упирается руками и ногами каждый раз при выходе из дома в детский сад и плачет от одного упоминания о нем, то заставлять ребенка не стоит. Но сначала нужно выяснить, а почему так происходит. Проблема, в чем? В том, что ребенок боится ходить в детский сад или очень скучает по маме или папе, с которыми проводит мало времени, ему или ей не нравится, воспитатели или просто там невкусно кормят. Спрашивайте, разговаривайте с ребенком, тратьте на это свое драгоценное время больше, чем на покупку подарков. Тем более, что в возрасте 3 лет ребенок способен многое рассказать. 

Кстати, общение со сверстниками помогает ему развиваться, учиться правилам поведения в коллективе, выражать и отстаивать собственное мнение. 

Предвижу, что кто-то скажет, что дети такие разные, такие жестокие, что с некоторыми из них вообще стоит избегать общения, тем более вашему самому милому на свете ребенку. Да, есть злые и жестокие дети, также как есть и такие взрослые. Но возможно ли всю жизнь прожить, избегая стрессов, трудностей, особенно в общении?  Родители, а вы на что? Помочь ребенку адаптироваться в детском саду или справиться со многими конфликтными ситуациями в школе – это ваша задача, а не только педагогов. Кстати, общаться с педагогами – тоже ваша задача. 

 Ребенку адаптироваться в саду или школе может помочь только взрослый. Если вы – взрослый родитель, то перед вами стоят и непростые задачи. Рассказать о том, что в мире живут разные люди, что люди могут испытывать разные чувства, среди которых целый спектр не очень приятных, таких как злость, стыд или зависть. Что разные люди, которые еще и испытывают разные чувства, которые заставляют их, этих людей себя по разному в различных ситуациях вести, и дети не являются исключением – вот, что приходится объяснять ребенку, не боясь вопросов, почему или зачем. 

Мир несовершенен, принять это очень сложно, потому что принятие реальности вообще дается многим с большим трудом. Но чем больше реальность отрицается, тем больнее потом она бьет, оставляя синяки в виде «низкой самооценки», «страха общения с другими», «страха конфликтов» и много чего другого. 

В этой жизни сталкиваться с проблемами неизбежно, это мир – одна большая проблема для многих людей. Но относится к этим проблемам можно по-разному, согласитесь? А от отношения часто и зависит решения этих проблем. Вашему ребенку нужен свой мини-социум, чтобы в нем учиться решать проблемы и конфликты.

А вот как научиться решать их мы с вами поговорим в следующий раз. 
Готова услышать и ваше мнение.