Инесса Астахова - постпсихоанализ

Опасная мастурбация

Секс

«Тот погиб, кто хотя бы единожды познал это опасное восполнение»

Ж-Ж Руссо

 

Миф об опасности мастурбации до сих пор беспокоит человечество. В кабинете психоаналитика чаще об этом говорят мужчины. Недавно два моих пациента, взрослые, умные мужчины поделились своими опасениями – а не вредит ли мне то, что я много мастурбирую? Один обвинил мастурбацию в отсутствии близких отношений женщинами, а другой увидел в ней причину своего нежелания что-либо сделать, чтобы поменять  жизнь. Женщины говорят об этом реже, но не потому ли, что вообще боятся признаться? Почему же у мастурбации такой плохой PR? Почему она вызывает так много опасений, хотя в медицинских или психиатрических справочниках вы не найдете ни одного заболевания, причиной или симптомом которого является мастурбация?

 

Страх перед сексуальностью и удовольствием прочно связан с историей человечества и , конечно, с христианской историей греха.

 

Мысль об опасности мастурбации была хорошо сформулирована Жаном-Жаком Руссо в «Эмили» — «Тот погиб, кто хотя бы единожды познал это опасное восполнение». Столетие спустя, в 19 веке, мастурбацию уже не рассматривали просто как «опасное восполнение». Она вместе с гомосексуализмом определилась как величайшее извращение, гибельный признак безумия или смерти. Человек и только человек отвечал за совращение, которое к себе же и прилагал, так как был одержим манией аутоэротизма.

Прогресс хирургии позволил предложить решение этой страшной болезни — удаление или прижигание клитора у девочек, обрезание для мальчиков. Чтобы свести на нет чуму онанизма, изобреталась всевозможная «терапия»: противомастурбационные корсеты, чехлы, устройства для раздвигания ног у девочек, предписания и угрозы кастрацией, сковывание рук для мальчиков. Наконец, начались судебные дела против кормилиц, обвиняемых в «грубом обращении» — то есть, в совращении детей и младенцев.  Началось систематическое выявление постыдного занятия в семьях. Каждое воспаление генитальных органов рассматривали в лупу. Считалось, что все инфекционные и вирусные болезни от мастурбации.

Если истеричная женщина захватила все поле исследования неврозов, то две основные фигуры – секс не ради потомства и ребенок – онанист – стали заповедной зоной сексологов, гигиенистов, педиатров. 

 

Известные сексологи конца 19 века , Крафт Эббинг, Альберт Молль или Хэвлок Эллис думали больше о гигиене, и занимались описанием отклонений», чем о лечении.  Все споры второй половины 19 века крутились вокруг вопроса может ли ребенок родиться первертом, и проявляется ли это сумасшествие в мастурбации?   Все пытались защитить ребенка от него самого, от вреда мастурбации.  Воспитание детей происходило через сомнительное телесное и психическое натаскивание. Принципы воспитания, практиковавшиеся тогда, например, в Германии, состояли в том, что грубое обращение взрослого с ребенком ребенку только  на пользу и позволяет побороть  свои пороки, чтобы достичь «высшего блага»

Из теоретиков этой «черной педагогики» известен Готлиб Мориц Шребер, который в своих учебниках описывал способ противодействия развалу общества. Нужно создать «нового человека»: здоровый дух в здоровом теле. Его идеи потом будут восприняты и использованы национал-социализмом. Такому «интенсивному» воспитанию подвергся его сын Даниэль Пауль Шребер, который вырос параноиком. Шребер — сын опишет потом свой опыт в мемуарах, которые прокомментирует Фрейд в  работе  «Случай Шребера»

Детское тело годами было излюбленным обьектом внимания для гигиенистов и врачей. Вред детской мастурбации, ее роль в возникновении неврозов и перверсий описывали сотни книг. Детство как область исследования в конце 19 века вошло и в психиатрический дискурс. Мастурбация стала рассматриваться как основная причина некоторых расстройств, появляющихся не только у детей, но и у взрослых.

Мало кто занимался исследованиями разных форм сексуальности: гомосексуализма, бисексуальности, трансвестизма, тем более их  психологическим содержанием. Первым здесь стал Фрейд.  Сначала он отмечает сексуальные истории в анамнезе своих пациенток с истерией. Действительно, практически все они рассказывают ему о том как их соблазнял в детстве кто-нибудь из взрослых. И Фрейд делает вполне обоснованный вывод – истерия связана с ранним детским соблазнением. Но после доклада в Венскиом психоневрологическом обществе Крафт-Эббинг и другие ученые мужи назвали его идеи «научно изложенной сказкой». И Фрейд тогда приходит к мысли, что фантазией и сказкой были истории о соблазнениии его пациенток. Дада, маленькая девочка просто фантазировала о сексе с отцом или с дядей, и от этого во взрослом возрасте она станет настоящей невротичкой. Не важно, скажет Фрейд, соблазнили ли вас в реальной реальности или в психической реальности – все равно это может стать травмой для психики.

Фрейд первым опишет историю психосексуального развития человека Все знают, что психически мы развиваемся и меняемся в течение жизни, проходим через кризисы и стадии. Так же сексуальность, неразрывно связанная с психикой, меняется и развивается в течение жизни, пронизывает все наши влечения, желания, удовольствия. Идеи Фрейда сразу вызовут сопротивление, агрессию и страх у тех, кто верил в фантазию об «ангельском», «чистом», не сексуальном   ребенке. Фрейд  назовет младенца полиморфноперверсным – то есть, многоизвращенным. Звучит не очень, но ничего плохого Фрейд не имеет в виду. Он говорит о том, что с начала жизни возможность получать удовольствие разлита по всему телу. От пальчиков ног, до рта. И только потом она сконцентрируется в гениталиях, и к пяти годам все дети уже обнаружат свои гениталии и удовольствие, которое может приносить прикосновение к ним.

Вот такой талант, возможность получать удовольствие от собственного тела есть у каждого из нас. Так что мастурбируйте с удовольствием. А если мастурбация стала для вас проблемой, то дело не в самой мастурбации, а в вашей психике. И избавиться от тревоги, если она связана  у вас с мастурбацией, нужно так же как избавляться от страха полетов или фобии метро – идти к психоаналитику.