Все публикации
Психоанализ. Зачем?
Психоанализ. Теория
3.Фрейд
На кушетке. Что происходит?
Психоаналитик. Кто это?
Депрессия
Нарциссизм
Сновидения
Алкоголизм
Паранойя
Агрессия
Неврозы
Фобии
Секс

Толерантность и инаковость в любви

Можаров Андрей
Всем страшно расставаться с иллюзиями о  вечной любви и  дружной семье, но если человек привык смотреть жизни в лицо, то ему не по пути с коллективным неврозом.

Те, кто много путешествует по всему миру, знает множества таких мест, в которых собираются одновременно люди со всех уголков мира. Последнее яркое воспоминание для меня это пляж Кута на острове Бали. Каждый вечер т ам  собираются тысячи людей, чтобы посмотреть закат солнца, которое каждый вечер проглатывает океан. В такие моменты ты можешь увидеть совершенно разных людей, с отличным друг от друга мировоззрением, людей разного возраста и цвета кожи. В такие моменты рождается терпимость к инаковости, т.е. толерантность.

Толерантность восходит к осознанию нашей абсолютной одинаковости (равноправия) перед лицом неизбежности и могущества сил природы и одновременной уникальности  каждого. Мы все люди, живущие сейчас на одинокой планете перед лицом безжалостного Космоса вовне, и необходимости принятия каждым из нас неизбежности Смерти. Но мы также люди, которые хотим счастья личного, социального, счастья нашим близким и готовы преодолевать  трудности ради его достижения.

В настоящее время по всему миру идет необъявленная война между старой, патриархальной этикой, базирующейся на религии, разделении, вражде, социальной, расовой, гендерной нетерпимости, и новой этикой, которая основывается на планетарном единстве перед лицом глобальных проблем, на правах человека, на признание права на свободу, право на здоровье и полноценную жизнь, признании инаковости и толерантности, но самое главное на понимании природы человека с учетом его бессознательного.   

Психоанализ и глубинная психология в целом, как и раньше, во времена Фрейда стоит на позициях психологической и человеческой правды. Как и сто лет назад, мы по-прежнему нуждаемся в новых бесстрашных истинах. Совершенно неслучайно, что права сексуальных меньшинств на их достойную жизнь, равенство перед законом, возможность создавать устойчивые пары и воспитывать детей – стало одной из арен этой войны.

В современном мире крайне много проявлений неравенства и несправедливости, в конечном счете, мы можем говорить о зле. Но как убедила нас история, проблему зла невозможно решить путем его «искоренения», зло в отдельной личности порождает зло социальное, ненависть одного может породить ненависть среди целой нации. Цена подобного поворота может быть очень высокой. Фашизм, тоталитаризм, сталинизм, тирания любого толка невозможно раз и навсегда искоренить, ибо их истоки берут свое начало в конкретной личности, ее травме, в конечном счете, эти монстры обитают глубоко внутри и могут вырасти в каждом из нас. 

Открытие Фрейдом отношения Я и ОНО взорвало в свое время пуританскую Европу и вызвало такое отчаянное сопротивление, какое возникает у клиента в психоаналитическом кабинете, когда аналитик подводит его к ядру комплекса. На кушетке психоанализа оказалось, в конечном итоге, вся западная цивилизация. С тех пор прошло более ста лет, мир изменился, в том числе благодаря психоанализу.


Но сегодня именно в кабинетах психоаналитиков нам приходится сталкиваться с проблемой освобождения от гендерных ловушек, болезненных иллюзий и негативных программ.

Мои клиенты, придерживающихся однополых отношений, ставят передо мной и перед самими собой вопросы, ответы на которые могут появиться откуда-то из глубин нашей психики. В анализе таких клиентов не может быть никакой однозначности. Часто попытки трактовать их в терминах Отца и Матери, феминности и маскулинности, фиксации либидо, кастрации или фиаско в Эдипальной фазе, ничего не дают, и ничего не объясняют. Возможно, подобные интерпретации 50 лет назад и имели терапевтический или трансформационный эффект, то сейчас они могут звучать нелепо, казаться притянутыми за уши. Справедливости ради следуют признать, что пока ничего другого в арсенале психоаналитика нет. Чтобы разобраться в личности анализанда мы движемся в прошлое, собирая вместе с ним пазлы его бессознательного, но очень часто мы ничего не находим, ничего что могло бы объяснить его или ее ориентацию. В таких случаях, я как специалист, начинаю думать, а зачем? 

Когда у тебя проходит анализ мужчина, которому уже далеко за тридцать лет, и он все эти годы жил в постоянном конфликте с самим собой, боялся, прятался, испытывал огромную вину за то, что он не такой как большинство, подобные сомнения часто возникают у аналитика. Ты видишь, как вина и страх лишали его возможности какой-либо связи с другим человеком своего же пола.

Он пришел ко мне, чтобы найти причину своего страдания и несчастья, найти и вывести наружу своих внутренних судей и палачей, которые всю жизнь только и делали, что осуждали и приговаривали. Но на самом деле бессознательно он пришел ко мне, чтобы я тоже вынес ему приговор. Этим приговором часто становится непрожитая жизнь и запрет на счастье. 

В ходе нашей работы его забитость и чувство неполноценности сменились праведным гневом ко всем тем, кто заблуждался и продолжает заблуждаться, кто насаживает ненависть к инаковости, разделяет и сталкивает людей свободы. Одновременно с этим он горько плакал, много плакал о той жизни, которую он не прожил, а также о тех молодых, чью жизнь пытаются украсть покрытые плесенью и затхлостью ортодоксальные и патриархальные доктрины, которые всеми силами пытаются остановить рождение новой психики и нового человека.

Мой клиент покинул Россию, покинул ее навсегда, чтобы попробовать, наконец, начать жить свободно, без страха, без вины и без отрицания себя. 

Инаковость в любви подрывает основы старого миропорядка. Вместе с движением за равноправие женщин и борьбу с расовой дискриминацией, движение за права сексуальных меньшинств вытягивает нас из векового рабства гендерных стереотипов. 

Толерантность к инаковости в любви лишает топлива не только тысячелетнюю войну полов, но разрушает любую ложь, которая оправдывает необходимость превосходства одно человека над другим, большинства над меньшинством. Многим страшно расставаться с иллюзоными историями о красивой и вечной любви, дружной семье, и великих нациях, но если человек привык смотреть жизни в лицо, или научился этому в кабинете у психоаналитика, ему становится больше не по пути с коллективным неврозом. 

С какой стати он должен слушать политических и религиозных сумасшедших, которые привыкли слышать только себя и следовать своему суженному и примитивному сознанию? Каким образом каждый из нас решает проблему своего отношения к инаковости, к иному и другому? Насколько он может быть честен к самому себе и насколько он знает свое alter ego? Любить – значит принимать жизнь во всем ее многообразии, а значит признавать инаковость другого и его право на счастье. Не любить – отрицать жизнь, покрывать ее серой краской. 

Наша страна погрязла в серости, может быть, поэтому нам так ненавистен радужный флаг. Однако стоит помнить историю о том, как совсем недавно в двадцатом веке серость породила Коричневую Чуму фашизма, та же серость породила Кровавое Чудовище сталинизма. Современной России не хватает толерантности, и это очень дурной знак. Сон разума порождает чудовищ: еще одного ни Россия, ни мир уже не выдержат.   


Андрей Можаров
 (Москва, ноябрь 2013 г).


Психоанализ это

«Игнорирующий свою депрессию субъект, вероятно, более нарушен, чем тот, кто переживает депрессию от случая к случаю.»
Андре Грин

Популярное
На кушетке. Что происходит?
Секс
Сновидения
Психоаналитик. Кто это?
Высказывание

"Это кажется невероятным, но во многих браках, когда один из супругов проявляет желание немного побыть в одиночестве или заняться тем, что входит в сферу его личных интересов, другой чувствует себя отвергнутым, покинутым, заброшенным."

Валерио Альбисетти основатель персоналистской психотерапии