Все публикации
Психоанализ. Зачем?
Психоанализ. Теория
На кушетке. Что происходит?
Психоаналитик. Кто это?
З. Фрейд
Депрессия
Нарциссизм
Сновидения
Алкоголизм
Паранойя
Агрессия
Неврозы
Фобии
Секс

Психоанализ о зависти

Метки статьи: психоанализ, зависть
Кузьмина Надежда
Это не о "зависти к пенису", как вы подумали. Подробный психоаналитический разбор зависти и ответ на вопрос "что с ней делать?".
Людей, ни разу не испытавших зависть, не существует. Однако, открыто сказать другому, что ты завидуешь, может далеко не каждый. Зависть –одно из самых отвергаемых чувств в нашем обществе. 

Чувства – это то, что переживается нами внутри. Но чувства сегодня вообще не в чести, и многие разучились их распознавать и дифференцировать. 

Слово "зависть" в русском языке возникло от слова "видеть". Предполагается, что возникло оно на основе представления о дурном глазе. Многие современные люди, особенно россияне, до сих пор не расстаются с магическим представлением о мире, свойственным нашим предкам в племенных сообществах. 

Философский словарь дает следующее определение зависти: 
Зависть – это порок, который состоит в том, что человек испытывает чувство досады, вызванное желанием обладать имуществом, способностями, успехом предмета своего порока, его счастьем. Чтобы скрыть свои чувства от себя и других, завистник облекает зависть в форму добродетели, справедливости и утверждает, будто тот, кому он завидует, приобрел свое состояние нечестным путем, добился успеха хитростью, а способности его – чистейшая выдумка и т. д. 

В отличие от философии в психоанализе не существует категорий «хороших» и «плохих» чувств. 

Чувства – это то, что есть, как, скажем восприятие запаха или цвета – разного запаха и разного цвета. Можно, конечно, сказать, что черный цвет хороший, а коричневый плохой, но мы так не думаем. Чувства- это то, чем мы отзываемся на разные раздражители, приходящие из мира или изнутри, и они, конечно, могут быть разными. 

 В русском языке зависть бывает разноцветная – черная и белая. Черная зависть – это желание обладать чем-то, что принадлежит другому, но с оттенком злобы, досады. А вот белая зависть – это желание обладать тем же, что у него есть, но при этом с оттенком восхищения что ли.  

Но всегда ли чувство зависти – порок, который надо скрывать от других? Независимо от цвета, чувство зависти может помогать человеку достигать успеха. Без чувства зависти невозможно испытывать его противоположность - чувство благодарность. 

Те, кто не умеют как следует завидовать, не могут отдавать должное достижениям другого человека и его поступкам, не смогут испытать благодарность.

Зависть — это очень ранняя, неизбежная и неутолимая сила внутри человека, которая заставляет завистливого человека реагировать на свое окружение определенным образом. У кого-то все равно есть что-то, что лучше, чем у меня, и это неизбежная правда жизни. 

 Чем лучше обращаться с завистником, тем хуже он становится. Это последнее наблюдение особенно важно, потому что оно неоднократно подтверждалось данными психопатологии. Чем больше кто-либо стремится избавить завистливого человека от фиктивной причины его зависти, даря ему подарки и оказывая услуги, тем в большей степени этот кто-то демонстрирует свое превосходство и подчеркивает, как дешево ему обходятся подарки, которые он делает. Даже если бы этот человек отдал завистнику все свое имущество, такое доказательство благородства унизило бы его, и он бы перенес свою зависть с имущества человека на его личные качества: и если бы объект зависти поднял завистника до своего уровня, тот бы нисколько не обрадовался такому искусственно установленному равенству. Он бы стал снова завидовать, во-первых, личным качествам своего благодетеля, а во-вторых, тому, что в условиях равенства его благодетель сохраняет память о своем прошлом материальном превосходстве. 

Самый большой вред завистливый человек причиняет сам себе. Зависть  - это  деструктивное, бесплодное и крайне  болезненное душевное состояние, которое причиняет страдание человеку.  


Социолог Гельмут Шок именует зависть «базовой антропологической категорией». Степень, в которой зависть является социальной, т.е. необходимостью, направленной на кого-то другого формой поведения, хорошо видна из того, что в отсутствие других завистник не имел бы возможности завидовать. Однако, как правило, он явно отвергает любые взаимоотношения с тем, кому он завидует. Любовь, дружелюбие, восхищение — такое отношение к человеку включает ожидание взаимности и признания, оно стремится установить какую-нибудь связь. Завистнику не нужно ничего из этого: кроме исключительных случаев, он не хочет, чтобы объект его зависти, с которым — при наличии такой возможности — он не вступал бы ни в какие отношения, признал его завистником. Чистый акт зависти можно описать таким образом: чем более интенсивно и пристально внимание завистника к другому человеку, тем больше он замыкается в жалости к самому себе. 

Никто не может завидовать, не зная объекта зависти или, по крайней мере, не представляя себе его; однако, в отличие от других типов эмоциональных отношений между людьми, завистник не может ожидать взаимности. Он не хочет, чтобы ему завидовали в ответ. 

Завистник не очень заинтересован в том, чтобы что-либо ценное перешло из собственности того, кому он завидует, в его собственность. Он хотел бы, чтобы другого ограбили, лишили имущества, раздели, унизили, чтобы ему причинили боль, но он практически никогда не представляет себе в подробностях, как он мог бы завладеть состоянием другого. 

Завистник в чистом виде — не вор и не мошенник по отношению к объекту зависти. Кроме того, там, где зависть вызывают личные качества другого человека, его квалификация или репутация, вопрос о краже не может возникнуть; завистник может, однако, лелеять надежду, чтобы другой человек потерял свой голос, свои способности виртуоза, красоту или честь. 

Мотивы для зависти и стимулы, вызывающие это чувство, повсеместны, и интенсивность зависти больше зависит не от размера стимула, а от социального неравенства завистника итого, кому завидуют.а личностная зрелость, которая позволяет человеку победить в себе зависть, как представляется, достигается не везде и не всегда.   Завистник, который должен каким-то образом примириться с проявлениями неравенства в его жизни, и объект его зависти, когда он пытается не обращать внимания на завистника (оба этих процесса иногда могут одновременно протекать внутри одной и той же личности), будут использовать религиозные убеждения, идеологии, пословицы и т.п., стремясь редуцировать власть зависти и тем самым позволить обычной жизни продолжаться с минимальным уровнем трения и конфликтов. 

Нередко зависть оказывается столь продолжительной и интенсивной, а ее влияние на человека столь привораживающим, что невольно напрашивается сравнение зависти со страстью, не имеющей ничего общего с любовью, но родственной таким разрушающим страстям, как ненависть. 

На протяжении всей истории, на всех стадиях культурного развития, в большинстве языков и в чрезвычайно сильно отличающихся друг от друга обществах люди сознавали наличие фундаментальной проблемы их существования и дали ей специальные названия: зависть и чувство того, кто является ее объектом. 

Зависть — это энергия, которая находится в центре жизни человека в качестве существа социального; она возникает, как только два индивида начинают сравнивать себя друг с другом. 

Это стремление завистливо сравнивать себя с другими можно найти и у некоторых животных, но у человека оно приобрело специальное значение. Человек — завистливое существо, и он был бы не способен построить социальные системы, к которым сегодня принадлежим все мы, если бы не социальные запреты, активизируемые внутри объекта его зависти. 

Если бы мы не были вынуждены постоянно учитывать зависть других людей к чрезмерному удовольствию, которое накапливается у нас по мере отклонения от социальной нормы, «социальный контроль» не мог бы существовать. 

Завистливого человека всегда призывают стыдиться. Однако его существование, или вера в его вездесущность, в то же время всегда вызывало достаточно латентного страха перед мнением других людей, чтобы обеспечить эволюцию системы социального контроля и поддержания баланса. 

Хотя некоторые современные психологические школы практически вычеркнули слово «зависть» из своего словаря, как если бы она просто не существовала в качестве первичного источника мотивации, доступные нам, психоаналитикам, свидетельства не оставляют сомнений в ее универсальности.

Психоанализ утверждает, что восприимчивость к зависти гораздо больше свойственна человеку, чем любому другому животному. Главной причиной этого является длительное детство, которое гораздо дольше, чем детство животного, и подвергает человека испытанию беспомощбностью и внутрисемейной братской зависти. 

Зависть – одно из базовых чувств, которое появляется у человека практически с самого рождения и к 3-х летнему возрасту оно полностью сформировано. 

То есть испытывать зависть нормально согласно нашей человеческой природе, это данная нам человеческой природой неизбежность.

 Мелани Кляйн (британский психоаналитик) дала следующее определение зависти: «Злое чувство из-за того, что другой человек обладает и наслаждается чем-то желаемым – завистливый импульс состоит в том, чтобы отобрать и испортить это». Завистливый человек не всегда хочет фактически обладать тем, что имеет другой. Он хочет отнять у него собственность из-за удовольствия, которое другой человек от нее получает. 

То есть по сути,  зависть возникает к чужому удовольствию из-за неспособности испытывать собственное. 

Помните сказку о Белоснежке, когда ее мачеха позавидовала красоте и юности своей падчерицы и в итоге решила уничтожить ее. В этой сказке есть отголоски зависти матери к собственной дочери, а дочери во многих ситуациях очень боятся зависти матери по отношению к ним. Истоки такого страха лежат в том, что когда-то маленькие девочки сами испытывали зависть к материнской красоте, всемогуществу.

 Если в детстве ребенка отвергали, отталкивали, не любили, то у него просто не было удовлетворяющих ощущений, а отсутствие собственного удовольствия может вызывать зависть к способности получать удовольствие другим человеком. Несчастье, депривация усиливают зависть, потому что чем больше твоих потребностей не удовлетворено, тем больше враждебности направлено на того, кому сейчас лучше. 

И в конце – главный вывод о том, как справиться с завистью. Не отрицайте ее, дайте ей право на жизнь, ведь без нее невозможна ваша социализация и стремление к новым достижениям. 
И главное – научитесь получать удовольствие от собственной жизни! Удовольствие другого – главный источник нашей зависти, а собственное удовольствие – главный показатель того, что завидовать будут нам.

Метки статьи: психоанализ, зависть
Психоанализ это

"Как ошибается женщина, ожидая мужчину, который создаст мир её мечты, вместо того чтобы взяться за это самой!"
Анаис Нин

Популярное
Сновидения
Психоанализ. Теория
На кушетке. Что происходит?
Секс
Высказывание

"Единственная разница между трагедией и комедией состоит в том, что в комедии люди находят способ справиться с трагедией. Конечно, юмор не может быть ответом на все жизненные проблемы, но он служит чем-то вроде лейкопластыря. Это уж точно лучше, чем все время ходить разбитым."

Вуди Аллен кинорежиссёр, актёр-комик, писатель