Инесса Астахова - постпсихоанализ

Не пережившие смерть

Депрессия

Смерть рядом с тобой. Отныне и навсегда

Помню, что я впервые узнала что смерть существует где-то лет в 5. Я не могу вспомнить какие события или размышления меня к этому подвели, но я хорошо помню, что прямо почувствовала, что каждый человек конечен. Думаю, что тогда это было самое верное и чистое ощущение, потому что потом вся взрослая жизнь уходит у нас обычно на то, чтобы так или иначе замусолить это знание, покрыть его слоем интеллектуализаций, мифов, забвения и отрицания, чтобы в конце концов столкнувшись со смертью сильно удивиться, что она все-таки существует.

 

Я помню, что тем летом – моим первым летом в качестве смертной, я была у бабушки в деревне. Я бродила одна по деревне, смотрела на привычную жизнь, на бабулек, детей и разных взрослых и не могла понять – вот как они все так просто живут? Разговаривают о чепухе, копаются в огороде, играют, кричат и готовят обед на завтра – я видела что они делают это так, как будто не знают, что смерть существует и что завтра они все могут умереть. Меня так сильно удивляло как они могут вот просто так с этим знанием все это делать?!!

 

В принципе, ответа на этот вопрос я не нашла до сих пор.

До сих пор я с изумлением смотрю на людей и их способ движения к смерти, и у меня складывается ощущение, что они не знают, что умрут.

Только теперь я вроде немного больше о них знаю и могу постараться понять, как им это удается. Я знаю теперь, что страх смерти настолько страшен, что большинство людей не могут его осмыслить и вытерпеть. Я знаю, что жизнь устроена так, что мы постоянно сталкиваемся со смертью – любимой собачки, бабушки, подруги, мамы ….. И каждый раз этот ужас рвется наружу и грозит затопить всего тебя. И тогда ты лежишь по ночам без сна, думаешь о подруге, которая сейчас тоже не спит и умирает одна в больнице от рака. Точнее, думаньем этот никак нельзя назвать. Скорее это ужас, который скручивает твои кишки и заставляет прислушиваться к дыханию – дышу еще? И этот ужас совершенно омерзителен, унизителен, он и о твоей смерти тоже, и он не контролируем – ты не можешь никуда от него скрыться, потому что утром подруга продолжает умирать, и завтра тоже продолжает. И даже потом, когда ты уже увидишь ее в гробу – такую красивую и молодую, ты все равно продолжаешь чувствовать кишками эту связь — связь с ней и со смертью – отныне и навсегда.  

Но это про меня. А бывает и по-другому.

Бывает, что человек не поселяет смерть рядом со собой. Он живет как бессмертный, отрицая смерть.

И это бывает часто. Не даром ведь человечество потратило тысячелетия своего существования на создание иллюзий, которые помогли бы спасти его страха смерти и люди вполне преуспели в том, чтобы убежать от осознания не устраивающей их реальности.

Бесконечное множество вариантов мифологической жизни после смерти, сотни ритуалов, которые призваны помочь забыть умершего, философские труды, доводящие до интеллектуального выхолащивания саму идею смертности, произведения искусства, украшающие   смерть, и методы психотерапий, где смерть объявляется главным ресурсом и источником жизни.    Чего только нет! Проблема лишь в том, что когда смерть случается действительно близко, все это не может никому помочь.

А что же происходит?

Сначала приходит неизбежный страх. Страх не как в самых страшных фильмах ужасов, не как в момент падения с высоты во сне, не как в самолете, когда трясет на высоте. Этот страх невозможно описать и в нем невозможно находиться. Он скручивает тело, заполняет разум чем-то жутким и омерзительным одновременно. И это совсем не так символично и красиво, как например у Ренаты Литвиновой в «Последняя сказка Риты», где женщина умирает так красиво на фоне столь же красивых, хотя и жутковатых объектов увядания.

Все, кто сталкивался с Ней близко, знает, что она омерзительна. Ну хоть бы она была чуточку покрасивее, хоть бы все эти мифы, фильмы и картины могли бы нам как-то помочь ее символизировать и осмыслить и как-то пережить внутри себя. Но нет! Ничто из созданного за века религиозных фантазий и искусства, просмотренных фильмов ужасов и мелодрам, собственных размышлений и ожиданий не могло вас к этому подготовить. В этом страхе нельзя находится. Он безумен. Поэтому современные люди прибегают к самому распространенному и действенному методу реакции на шок – отрицание. Существует такой защитный механизм психики – отрицание. Он позволяет неосознанно убрать от осознания и переживания какие-то страшные или нежелательные факты внешней и внутренней реальности.

Если мне невыносимо страшно , то я не знаю что я могу с этим сделать. А вот если я буду маниакально отрицать страх, попросту заморожу его, перестану чувствовать, то я могу многое совершить. Например, подвиг. Или вести себя храбро перед лицом смерти и не показывать всем свое горе, и даже прослыть очень мужественным человеком. В конце концов я и сам могу ничего не почувствовать, и увидеть, что все не так уж и страшно. И это может отлично сработать!

Я вижу сейчас много- много, целое поколение людей, отрицающих свой ужас и боль из-за смерти близких, и таким образом, свою собственную смертность.

 

Когда талантливый, красивый, полный планов и жизни молодой человек гибнет под колесами случайного автомобиля среди дня в центре Москвы, то если теперь жить осознавая этот факт, то придется признать, что реальность бессмысленна, безжалостна и непредсказуема. Что все наше будущее и вообще все наше представление о жизни, как протяженной во времени, где есть настоящее и будущее, – есть всего лишь наша иллюзия. Что жизнь может прерваться в любой момент без всякого на то повода, и никакого смысла в этом открыть нельзя, как и ресурса или прочих спекуляций. Вот так в одну минуту мир превращается из предсказуемого и уютного местечка, где мы все как-то неплохо себя обустроили в опасное и жестокое место, а человек становится хрупким и неспособным хоть что-то контролировать. Особенно смерть.

И хотя все это правда — и трагическая смерть молодого человека, и жестокость реальности, жить в таком мире без иллюзий не хочется никому. И люди, заглянув на несколько жутких минут в реальность, судорожно восстанавливают свои иллюзии – «Мы все умрем», « надо жить дальше», «царство небесное!!!! (особенно бесит)» и пр. Как будто все договорились как можно быстрее заморозить свои чувства, чтобы поскорее забыть и вернуться в свою иллюзорную бессмертную реальность.

 

Жить в мире бессмертия, в мире не чувствующих зомби многим вполне удается, пока опять что-то не произойдет — заболеет мама, или любимая собака, пока что-то опять не напомнит.

И тогда понадобится еще больше отрицания и иллюзий, потому что страха с каждым разом будет все больше, И когда иллюзии уже не баюкают, на помощь приходит злость.

Впрочем, агрессия всегда приходит вместе со смертью. Ведь смерть – это и есть агрессия в чистом виде, потому что она холодно и без исключений уничтожает жизнь. И однажды она конечно уничтожит и тебя. И это не может не злить.

Такой совершенный абсолютный враг, с которым ты не можешь ничего поделать. Только ждать. А пока ты ждешь, смерть потихоньку уничтожает твой привычный мир, где этот человек, вот сейчас умерший, был тебе чем-то полезен, привычен и необходим. Смерть вторгается в твою жизнь, заставляет тебя страдать, менять свои планы, а иногда и вообще всю жизнь. Кому же это понравится? От обиды и бессилия наступает ярость, а от невозможности признать свою смертность, свой ужас, боль и хрупкость всего, злость как раз и становится тем топливом, которое помогает удерживать отрицание до конца. До полного цинизма и бесчувствия. И тогда нормальные люди, не пережившие смерть, превращаются в зомби. Как например моя подруга, потерявшая отца,  начала сразу же с утроенной силой работать, судорожно решать вопросы наследства и быта , в которых она до этого была не сильна, на вопрос «как ты?» отвечать – «Хорошо!» и явно становится все бодрее и решительнее с каждым днем.

Не пережившие смерть – это вы, которые бегут от страха и боли в работу, религию, алкоголь, в другой город … Все те, кто думают, что от смерти можно спастись.

Но смерть нельзя пережить. И смерть близкого выжигает ваши цепи нейронов навсегда. Но с ней можно попытаться научиться жить. Как потерявший зрение, как постаревшая и некрасивая женщина, как переставший быть сильным мужчина, как … нам всем приходится признать свою слабость перед ее лицом, свою уязвимость и хрупкость, свои страхи и грусть. Все то, что делает нас смертными людьми.