Инесса Астахова - постпсихоанализ

О стыде, facebookе и современном мире

Зачем вам психоанализ
Принято считать, что мы живем в эпоху нарциссизма, в эпоху слишком высоких идеалов. Невозможность соответствовать недостижимым идеалам вызывает сильную тревогу. Особенно сильна тревога у многих современных людей, как мне кажется, которая связана с внешним обликом. Обратите внимание, сколько ваших знакомых, друзей стало уделять внимание здоровому питанию, здоровому образу жизни и тому, насколько здоровым, чуть не написала «худым» выглядит или должно выглядеть их тело. В желании быть здоровым и заботиться о себе, нет ничего плохого. Но у меня иногда возникает ощущение, что «здоровое» тело часто моделируется не столько для себя, сколько для других, их одобрения и восхищения, чтобы вызвать зависть и восторг. В основе повышенного внимания к собственному облику лежит не забота о себе, а страх перед старостью и смертью, нарциссический страх Дориана Грея. 
 Наша зависимость от того, как мы выглядим, влечет за собой утаивание того, что мы считаем неприемлемым. Чего стыдимся, о том таимся. Человек создает себя для других, чтобы справиться с чувством стыда. 
 Стыд обжигает, от него хочется отделаться как можно быстрее, спрятаться, скрыться, забыть. Никто не хочет стыдиться себя, но еще сильнее никто не хочет показывать свой стыд другим. Контролируя то, как мы выглядим в глазах других, мы стараемся контролировать то, как мы выглядим в собственных глазах (и то, что чувствуем по этому поводу). 
Стыд – очень сложный аффект. Это чувство вызывает ощущение полного провала (проигрыша). Провал, проигрыш порождает тревогу. Тревога вызывает ощущение собственной беспомощности, бессилия. 

 Чувство стыда может качественно отличаться от тревоги, но его также можно рассматривать как особенную форму тревоги. Заметьте, что тревога присутствует всякий раз, когда мы думаем о какой-нибудь ситуации, порождающей чувство стыда. Например, в случаях тревоги перед экзаменом, волнения перед публикой, тревоги во время выступления, встречи с кем-то важным, тревоги, связанной с сексуальными отношениями. Состояние тревоги сложно вынести, тревога часто заставляет человека действовать, бежать, суетиться. 
Одним из «спасений» от тревоги в нашем современном мире являются социальные сети. 
Уютное пространство, где можно создавать образы и настроение себе и другим, убегая подчас от разрушающей спокойствие реальности. С помощью соцсетей можно справляться со стыдом за себя реального, предлагая различные образы себя самого. Перед глазами всплывает яркий пример поглощения современного человека пространством социальных сетей из моего личного опыта. Однажды на пикнике, организованном моей близкой подругой, я обратила внимание на то, что половина приехавших гостей, не общалась друг с другом, а фотографировала с отрешенным видом окружающую природу и себя на фоне реки, деревьев и всего остального, тут же размещая это на facebookе. «Чекиниться» в каком-то модном месте стало более нормальным, чем это место рассмотреть до того, как «оставить» секундную память о себе в этом месте в интернете. Я спрашиваю у кого-то из знакомых: «Как дела? Что нового?» В ответ получаю: «Ты что разве не видела мой последний пост в фб?». 

Стыд многими отрицается, но у меня создается впечатление, что все пронизано стыдом, который может вызвать столкновение с простой реальностью.
Популярность социальных сетей я объясняю себе также и эволюционными процессами. Мы живем в эпоху необходимости быстро получать информацию, пространство интернета позволяет нам быть в курсе любых событий быстро и без лишних усилий. К эволюционным процессам у меня нет никаких претензий. Остается только с интересом наблюдать общекультурные феномены. Но у меня есть сильный интерес к тому, что происходит внутри каждого элемента этого эволюционного процесса – человека. 

Мы зависим от других. И пока человек – социальное существо не может быть по другому. 
История нашего развития, наша культура, сам человек тесно связан с другими. Кто может узнать что-то о себе, если не будет другого человека, реагирующего на нас, наши проявления? Создавать что-то только для себя – это строить «башню из слоновой кости». Но мне кажется, что зависимость от восприятия нас другими становится все сильнее вместе с тем, как все больше и больше мы начинаем жить в интернет пространстве. Название социальной сети «facebook» говорит само за себя, книга лиц, где никто не хочет потерять или уронить собственного лица, имиджа, популярности. Все и больше и больше в этом пространстве картинок, фотографий, имеджей от английского слова «image» — дословно образ, все меньше и меньше слов. « О, вот это классный look», — говорят современные молодые люди. Интересно, что так быстро вошедшее в моду английское слово, является одновременно и глаголом и существительным. Глагол look переводится «видеть, смотреть», а также «выглядеть» и «казаться». И, если ты не выглядишь так, как надо, то на тебя не будут обращать внимания, смотреть, тебя не будут видеть. А, если ты показываешь себя не так, как того ждут, то хочется уже исчезнуть самому, потому что становится стыдно за несоответствие высоким стандартам, сформированным не только окружающим миром людей, но и в собственной фантазии. Моя бабушка говорит, что современная молодежь более раскована и раскрепощена, ей (современной молодежи) доступно то, что не было доступно ее поколению – информация. Ее любимая фраза «нас не учили, да и некому было учить». 
При том, что современный мир действительно полон красивых фотографий обнаженного тела, фильмов со сценами сексуального характера, свободы в выборе, что носить, читать, думать, в конце концов. Избавляет ли это нас от собственного стыда и надо ли от него избавляться совсем? 

Менее ли мы стыдливы в сексуальных вопросах, чем поколение моей бабушки? Информация о том, как надо, можно и как сделать лучше, действительно лишает нас ощущения стыда или только добавляет тревоги, связанной опять-таки со стыдом? О стыде мало написано, об этом чувстве мы мало говорим. Порочный круг стыда заключается в том, что стыдиться стыдно. 

Секс может быть стыдным, поражение может быть стыдным – но еще более стыдно говорить о собственном стыде. 

Тот, кто чувствует страх и печаль, скорее всего, вызовет у окружающих сочувствие и заботу. Напротив, тот, кто стыдится, встречает лишь презрение. Это и есть двойная ноша стыда и та причина, по которой люди о нем не говорят. Но надо ли бежать и отрекаться от стыда, загонять его глубоко в недра души только, потому, что «стыдиться» очень и очень неприятно? 

Стыд – это наши границы. 

Для большинства людей стыд – это нечто негативное и неприятное, но отсутствие стыда для нас еще хуже. Представьте себе общество, в котором никто никого не стыдиться, никто и не за что не стыдиться. С одной стороны – это здорово вернуться в детское состояние, но это детское состояние – возраст не старше пяти лет. При том, что многие фантазируют о том, как они хотят вернуться в счастливое «ничегонеделание» детства, вряд ли многие готовы действительно оказаться там, где даже шнурки не умели сами завязывать. Не испытывай мы стыд, смущение, могли бы мы с такой интенсивностью чувствовать состояние влюбленности, фантазировать о первом свидании, испытывать все муки неизвестности перед ним и одновременно наслаждения. Не будь стыда, способны бы мы были возвращать себе детские ощущения предчувствия радости и чуда? А секс, который окрашен страстью, ожиданием, фантазиями, не превратился бы в простое спаривание ради воспроизведения потомства, без смущения или легкой тени стыда? И стоит ли нам отказываться от чувств, бояться их испытывать только потому, что основная масса из них приносит внутренний дискомфорт