Инесса Астахова - постпсихоанализ

Любовь и агрессия

Агрессия
«Мы не знаем ни одного живого существа, которое способно на личную дружбу, и при этом лишено агрессивности»         Конрад Лоренц 
 
 Современный эволюционный взгляд на человеческую агрессию опирается, в первую очередь, на теорию К. Лоренца – австрийского ученого-этолога. Исследования Лоренца основаны на изучении поведения животных и полностью подтверждают психоаналитическую концепцию агрессивности. 
 
Агрессия — врожденный инстинкт, но он существует во благо человеческого вида. Там, где есть любовь, всегда должна быть и есть агрессия. И лишь их взаимное динамическое равновесие позволяет устанавливать гармоничные отношения с другими и собой. 
 
 Борьба — вездесущий в природе процесс. Причем, самая ожесточенная борьба всегда происходит внутри одного вида живых существ. Столкновение между разными видами, например, между хищником и жертвой, никогда не приводит к полному уничтожению вида — жертвы другим видом – хищником. Между ними всегда устанавливается некое равновесие, которое — если говорить о виде в целом – выгодно для обоих. Китобойный флот обанкротился бы задолго до исчезновения последних китов. 
 
 У таких столкновений есть понятный смысл – надо есть, чтобы выжить. И столкновение между хищником и жертвой вовсе не является агрессией. «Когда лев убивает буйвола агрессии в нем не больше, чем вызывает во мне аппетитный индюк, висящий в кладовке, на которого я смотрю с таким же удовольствием». [К. Лоренц] 
 
 А вот внутривидовая агрессия — это агрессия в собственном смысле этого слова. Хотя и она имеет свои эволюционные функции: распределение животных по жизненному пространству так, чтобы всем всего хватило и конкуренция за отбор лучшего партнера для произведения потомства. 
 
 Животные одного и того же вида отталкиваются друг от друга. Как птицы, которые сидят на проводах ровно на определенном расстоянии друг от друга. Если расстояние станет меньше, они начнут драться.
 
Порог агрессивности ниже всего там, где животное чувствует себя увереннее всего, т.е. где его агрессия меньше всего подавлена стремлением к бегству. Отсюда становится понятно, почему войны происходят с соседними государствами, а больше всего агрессии мы чувствуем к самым близким. 
 
«Внутривидовая агрессия – совершенно однозначно оказывается частью организации всех живых существ сохраняющей их систему функционирования и саму их жизнь. Как и все на свете она может допустить ошибку – и при этом уничтожить жизнь. Однако в великих свершениях органического мира эта сила предназначена к добру». 
 
З. Фрейд первым указал на самостоятельное значение агрессии в человеческой психике. Он же показал, что недостаток социальных контактов и особенно их исчезновение («потеря любви») способствуют агрессии». 
 
Любовь и агрессия. 
«Персональные узы возникли в ходе великого становления, вне всяких сомнений, в тот момент, когда у агрессивных животных появилась необходимость в совместной деятельности двух или более особей ради какой-то задачи сохранения вида. 
 
Внутривидовая агрессия на миллионы лет старше дружбы и любви. Так что внутривидовая агрессия без ее конрпартнера, без любви, бывает сколько угодно; но любви без агрессии не бывает». [К. Лоренц]
 
 Агрессии нет лишь в таких сообществах, которые называются Анонимная стая. Анонимная стая – самая примитивная форма сообщества. Ее можно наблюдать уже у беспозвоночных – каракатиц, насекомых. 

Для стаи характерно , что множество существ, тесно сомкнувшись, движутся в одном направлении. Сплоченность анонимной стаи до сих пор не находит объяснения среди ученых. Известно лишь то, что у них существует инстинкт огромной силы, собирающий их вместе. 
 
Но нам интересно здесь то, что у существ, входящих в анонимные стаи совершенно отсутствует инстинкт агрессии. 
 
«Внутривидовая агрессия, разделяющая и отдаляющая сородичей , по своему действию противоположна стадному инстинкту, так что — само собой разумеется – сильная агрессивность и тесное объединение несовместимы.» [К. Лоренц]
Для стайных животных типично отсутствие какой бы то ни было агрессивности, и отсутствие индивидуальной дистанции. 
 
Чем ближе вид живых существ находится к тому, чтобы быть способным к образованию индивидуальных отношений, дружбы, супружеских пар, тем агрессивнее эти существа. 
 
Анонимное стаеобразование и личная дружба исключают друг друга, потому что дружба всегда связана с агрессивным поведением. 
 
Мы не знаем ни одного живого существа, которое способно на личную дружбу, и при этом лишено агрессивности. Волк — самое агрессивное животное из всех млекопитающих. Он же самый верный из всех друзей.