Инесса Астахова - постпсихоанализ

Анорексия

Тревога

Стремление быть худым  — навязчивая мысль и психологический терроризм нашего времени. Люди все чаще становятся жертвами

анорексии – психического расстройства, при котором желание похудеть становится патологическим, а страх перед ожирением переходит в паранойю.

Нервная анорексия является одним из типичных нарушений пищевого поведения, к которым еще относится Нервна булимия и Психогенное переедание.

Это заболевание характеризуется навязчивым стремление похудеть, потерей веса, чрезмерным страхом полноты, искаженным представлением о своем внешнем виде и глубокими обменными и гормональными нарушениями, аминореей.

Впервые нервную анорексию описал R. Morton в 1689 г. под названием «нервная чахотка», хотя упоминание об этой патологии встречалось и раньше. В частности, в трудах Авиценны от 1155 г. можно найти описание психического состояния юноши, напоминающего клинику нервной анорексии.

Первоначально  нервная анорексия рассматривалась как начало шизофрении. Впоследствии, как эндокринное нарушение. В 30-е годы прошлого столетия нервная анорексия была отнесена к психическим расстройствам. С 50-х годов к психосоматическим заболеваниям. Сегодня большинство специалистов рассматривают нервную анорексию как некое пограничное психическое состояние, проявляющееся как соматическими, так и психическими отклонениями.

Раньше считали, что нервная анорексия свойственна только женщинам, однако в последнее время появилось много работ, посвященных анорексии у мужчин. Как  выяснилось, подобным расстройством страдают и мужчины. Правда, гораздо реже — примерно в 5% случаев. Остальные же 95% случаев приходятся на девочек и женщин в возрасте от 12 до 30 лет.

В отличие от женской анорексии, где эта патология может быть проявлением шизофрении, неврозов, психопатий или самостоятельным пограничным психическим заболеванием, у мужчин она чаще всего является синдромом в рамках шизофрении.

У анорексии довольно много симптомов, и проявляются они довольно рано.

Основной симптом этого заболевания — непреодолимый страх полноты.

Жизнь больных нервной анорексией превращается в погоню за стройностью, все остальное уходит на второй план. Способ достижения этой цели  — резкое ограничение в еде, которое в начале заболевания дается трудно, но постепенно аппетит практически исчезает, что в итоге приводит к истощению.

По степени истощения больные анорексией  напоминают узников концентрационных лагерей времен Второй мировой войны.

Больные анорексией  теряют массу тела как минимум на 15%-40% от нормы. Потеря массы тела вызывается самим пациентом за счет отказа от пищи, которая «полнит». Позволяют себе питаться только обезжиренными молочными продуктами, овощами и фруктами. Стараются употреблять в день как можно меньше еды, например: немного творога и одно яблоко. Казалось бы мало, правда, но и при таких малых дозах человек испытывает сильнейшее чувство вины, что не смог побороть свой голод, считает себя слабаком. Довольным и удовлетворенным он может себя чувствовать только если смог совсем не есть. Часто пытаются заглушить чувство голода водой и курением.

Больные анорексией не могут питаться в компании с кем-либо и в общественных местах, где как им кажется за ними наблюдают. Часто едят стоя, стараются дробить еду на мелкие кусочки.

Также бывает, что случаются приступы булимии. Не удержавшись от желания есть, человек съедает сразу очень много пищи, а затем из-за переполнения желудка не может ее удержать.Обычно приступ булимии заканчивается искусственно вызванной рвоты пока не произошло всасывания пищи. На более ранних этапах болезни рвотный акт доставляет очень неприятные ощущения. В дальнейшем эта процедура упрощается: человеку достаточно сделать отхаркивающее движение или просто наклонить туловище, нажать на эпигастральную область и вся съеденная пища выбрасывается без дополнительных усилий. Больные называют это «срыгиванием». Вначале они тщательно сравнивают количество съеденной пищи и рвотных масс, прибегают к неоднократному промыванию желудка — после первой рвоты, выпивая до 2—3 л воды, в отдельных случаях это производится с помощью зонда.

В погоне за стройностью аноректики могут прибегать к применению различных препаратов: принимают слабительные, мочегонные средства, средства сжигающие жир. Очень много, порой до изнеможения занимаются спортом, используют средства подавляющие аппетит.

Аноректики плохо переносят холод и тепло, им все время зябко, у них снижается артериальное давление, исчезают менструации, прекращается рост тела.

Страдающие анорексией часто бывают агрессивны, плохо ориентируются в окружающей обстановке. Физически гиперактивны, отрицают усталость (стремление к активности сохраняется у больных вплоть до выраженного истощения). Человек испытывает «парализующее чувство беспомощности», которое пронизывает мышление и поведение и приводит к дефициту инициативы.

У болезней всегда есть некий метафорический смысл. Какой же смысл у этого страшного, порой приводящего к смерти заболевания?

Что заставляет человека добровольно отказаться от пищи, однозначно сказать трудно. Но нам известно, что соматические симптомы и проявления всегда имеют психологическую основу.

Многими исследователями установлено то, что «своеобразным пусковым механизмом» нервной анорексии считается  период появления менструаций, а так же при реальном изменении форм тела, типичным для подросткового возраста. Такая реакция на изменения тела говорит о проблемах идентичности и идентификации.

Восприятие своего тела искажается вплоть до бредовых убеждений, при которых человек как бы не видит выраженность своего истощения, и зачастую вообще не понимает как он выглядит. Страдающий анорексией не в состоянии увидеть себя  в целом, он видит себя фрагментарно. Он может стремиться  скорректировать какой-то  мнимый недостаток, который видим только ему, например ему может казаться, что у него «круглые щеки», «толстый живот», «округлые бедра» и т.д.

Определяющим в формировании анорексии чаще всего является несоответствие собственному «идеалу» — литературному герою или человеку ближайшего окружения со стремлением подражать ему во всем и прежде всего иметь похожую на него внешность и фигуру. Мнение окружающих о внешности больного имеет для него гораздо меньшее значение.  Особенно родителей.

Но появление менструаций и  изменение форм тела в подростковый период  не является единственным объяснением появления нервной анорексии. Многие специалисты отмечают, что это заболевание может начаться как в очень раннем детстве, так и в зрелом возрасте. В частности юнгианский психиатр Ева Селигман считает, что неадекватное и неэмпатическое материнское отношение к ребенку также создает основу для последующего развития анорексии. Эти пациенты никогда не могут в действительности зависеть от кого-либо;  даже в младенчестве они были лишены опыта адекватной реакции на их потребности. Таким образом, им не удается отличить другие сигналы дискомфорта от голода, и пища дает временное облегчение при любом источнике беспокойства и депривации. Суровая лишенность любви приводит их к недоверию всем остальным чувствам и имеет, в конце концов, уничтожающий эффект. Следовательно, у них есть желание становиться больше и больше, или же исчезнуть и, возможно, начать все сначала, переродившись.

Ф.Скердеруд считает главным объяснением анорексии  желание контроля и ощущение быть-цельным.

«Пациент-аноректик демонстрирует — часто в ужасающе конкретной форме — свою потерю контроля. Ничто означает контроль, поскольку оно никакое, чистое и пустое. Но стоит чуть-чуть, всего на несколько дополнительных каллорий, уступить — и контроль теряется: появляется опасность растолстеть. Для этого бывает достаточно всего-навсего лизнуть почтовую марку.            

Страх потерять контроль это защита против неконтролируемых аффектов и  чувств. Голод притупляет чувства и заменяет их на некий план. Голод делает сердце тверже. Когда аноректик испытывает драматическую потерю веса, он сам может согласиться немного поправиться. Он боится не того, что можно прибавить пару кило — его пугает сама мысль о возможном изменении. Привести нечто в движение, допустить какие-то изменения для него означает уступить и потерять контроль.»

Семьи, в которых есть страдающие анорексией  отличаются рядом общих особенностей. В этих семьях часто присутствует властная и деспотичная мать, которая не в состоянии адекватно реагировать на потребности ребенка с рождения до его взрослого состояния. Она постоянно подавляет волю ребенка и лишает его всякой инициативы. Такие матери отличаются, кроме того, большим аффективным зарядом с высоким уровнем самоутверждения и честолюбия. Часто из-за не реализованных в прошлом возможностей они всю свою энергию и властность проявляют в семье, используя детей как прикрытие для своих прихотей. В результате такого обращения возникает ситуация взаимного отчуждения, в которой оба – и мать и ребенок – отвергают друг друга, будучи в то же время нужными друг другу, порождая таким образом взаимную ненависть. Кроме расстройства питания происходит также искажение восприятия тела и задержка психологического роста. Вследствие  этих дефектов пищевые расстройства являются  тщетными попытками пациента контролировать свою жизнь. Симптомы являются патологической попыткой приобрести некоторую идентичность и попытаться  удовлетворить ненасытную жажду любви –  видимо, недостижимой.

Отцы в таких семьях, как правило, либо вообще отсутствуют, либо находятся на вторых ролях и обычно неактивны, малодушны, мрачны, необщительны, нередко отстраненны от участия в семье. Обычно они не вмешиваются и не помогают ребенку.

Сиблинговое соперничество выражено больше, чем обычно, сиблинг (брат или сестра) противоположного пола всегда  является более любимым ребенком, и страдающие анорексией безуспешно пытаются устранить ревность, превзойти его или превратиться в него, изменяя форму.

Часто встречаются психосексуальные нарушения, другие психосоматические симптомы и мысли о смерти, как и желание начать все сначала. Страдающие анорексией часто пытаются стать всемогущими и неразрушимыми через переедание, или пытаются уйти от себя через голод или пост в надежде возрождения в качестве самых любимых. Если терапия не удается, они быстро умирают, но в лучшем случае выживают и продвигаются к восприятию себя как человека, достойного любви и заботы.

Очень опасно недооценивать эту болезнь. Дело в том, что от нее не отделаться просто так, без посторонней помощи, а так же еще потому, что анорексия может привести к летальному исходу. У нервной анорексии  самый высокий процент смертности среди психологических заболеваний.

Но каким бы сложным не был путь избавления от этого тяжелого заболевания — он реален. Если вы чувствуете малейшие симптомы этого расстройства, без промедления обращайтесь за медицинской  и психоаналитической помощью — чем раньше начнется лечение, тем лучше.

В подготовке статьи использованы материалы из работ «Беспокойство. Путешествие в себя» Ф.Скердеруд; «Психологическое исследование нервной анорексии: отношения между психическими факторами и телесным функционированием» Е. Селигман