Инесса Астахова - постпсихоанализ

"Другой" в любви и в мире

Нарциссизм
 Наше эго (Я) можно рассматривать как символ, олицетворяющий борьбу и попытку объединения (примирения) двух противоположностей Супер-эго (закон, общество, родительские интроекты, ограничения, требования, ожидания, «надо») и Оно (инстинкты, желания, удовольствие, свобода, источник либидо). Эго в процессе развития познает инаковость двух противоборствующих тенденций внутри себя, а также проходит стадии развития через осознание своей индивидуальности и отличности от любых других объектов. Кризис отделения от матери, например, является мощным толчком к развитию и первой попыткой решить проблемы инаковости (отличности от меня) другого объекта. 

В процессе психоанализа человек не без удивления и тревоги узнает, что он представляет из себя совсем не то, что он думает о себе, и делает совсем не то, что хотел бы на самом деле делать. Во время погружения в себя он сталкивается со своей внутренней инаковостью, с другим Я. 

В попытке решить для себя проблему противоположностей и инаковости (отношений с не-Я) человек приближается к своей целостности, и наоборот, бегство от внутренней правды, от адаптации в социуме, пребывание в иллюзиях и стереотипах оставляет личность ригидной, застывшей. Иногда человек начинает осознавать, что из-за страха нового и запрета на эксперимент, он оказывается в некой ловушке.

 В психике много ловушек, из которых человек пытался освободиться в течение многих сотен лет, если не тысячелетий, одна из них – гендерная. 

Практически вся психоаналитическая мысль прошлого столетия трактовала психику через парадигму известных пар противоположностей: сознательное и бессознательное, мышление и чувство, верхнее и нижнее (above & below), мужское и женское, отец и мать. Это и понятно, ибо материал психики, на котором делал свои выводы Фрейд, складывался тысячелетиями. Вероятно психические пары противоположностей стали возникать благодаря первым проблескам сознания наших примитивных предков и перцептивной регистрации их органами чувств противоположных явлений в природе: рождение и смерть, день и ночь, луна и Солнце, буря и штиль, самка и самец. Психика буквально развивалась, двигаясь на шарнирах пар противоположностей, а вместе с ней и цивилизация. Вплоть до двадцатого века, когда не только религиозные, философские, политические и социальные устои начали давать сбой, но молодая психология и психоанализ начали сталкиваться с новыми неразрешимыми противоречиями. 

Мы живем во времена, когда здесь и сейчас решается проблема зарождения новой психики, новой цивилизации и мирового порядка, нового человека, если хотите. Старая этика и догмы больше не способны ответить на вызовы современности, поэтому вопрос поиска новой этики и развития нового мировоззрения – это ни какая-то там абстракция, а неминуемая задача для решения проблемы нашего общего выживания на этой теперь уже крошечной планете. 

Предлагаю провести мысленный эксперимент. Сейчас в данный момент времени на планете Земля некоторые жители Манхеттена собираются посмотреть очередную выставку стильных инсталяций и, возможно, их приобрести за несколько тысяч долларов, чтобы украсить уголок на своих двухсот квадратах на 20 этаже небоскреба. В это же самое время в соседнем супермаркете выбросят скоро портящие продукты, которые не приобрели горожане, и срок годности которых мэрия Нью-Йорка определила как 24 часа. Тут же по улице пройдет влюбленная красиво одетая парочка парней, которая не стесняясь выражать свои чувства, расцелуется взасос. Вполне возможно они обсудят, когда и где, наконец, им сыграть свадьбу, и поговорят на тему их готовности воспитывать детей в их будущей однополой семье… И в это же самое время на юге Египта двое бедных крестьян с помощью скотины начнут вспахивать плодородную землю Нила (точно таким же способом, как их далекие предки во времена фараонов), чтобы вырастить себе скромный урожай для пропитания себя и своей скотины, а так как денег на бакшиш для свадьбы они не заработают еще тысяча лет, то, несмотря на риск для жизни (все-таки это мусульманская страна) эти двое молодых египтян сольются в экстазе где-нибудь в укромном местечке под финиковой пальмой. И это будет их любовь и их маленькое счастье.
 Какая пропасть! Какая инаковость! 
Где-то в недрах Centre National d’Études Spatiales (Национальный центр космических исследований Франции) самые светлые умы этой страны, занимающей третье место в мире по инновациям, моделируют пребывание человека на Марсе, а в глухой старообрядческой деревушке в Сибири, оторванной от цивилизации, жители продолжат копать землянки, чтобы укрыться в молитве от очередного Апокалипсиса. 

В это же самое время где-то в тысячах километрах в столице Великой России в одной из церквей Центрального округа пройдет молебен в защиту веры от поползновений кощуниц и садомитов, и пара не совсем здоровых голов возьмут, да и воспримут проповедь батюшки буквально: пойдут на поиски фекалий, чтобы выкинуть их на головы первой попавшей им на встречу паре девушек нетрадиционной ориентации, а там глядишь — морды набьют. 

Как тут не вспомнить сразу премьер-министра Исландии, женщины, которая открыто заявила о своей ориентации, и при этом народ этой европейской страны ставит ей очень высокий рейтинг. Ну как же, Россия-то Великая, нечего нам смотреть на какое-то североатлантическое захолустье! Вот вам и инаковость: культурная, экономическая, социальная, психологическая. Вернемся к психоанализу. 
Многие светлые умы считают, что для полной реализации и целостности любой личности требуется партнерство с противоположным полом. Все остальное – девиации, невротическое отклонение от правильной генитальности и т.д. Грубо говоря, нет взаимодействия противоположностей: мужского и женского, стало бы, нет развития. Получается, что священники, монахи, холостяки, одинокие женщины (я молчу здесь о людях с инаковостью в сексе) из-за отсутствия отношений с противоположным полом прямо-таки лишены возможности для психического и личностного развития, а достижение целостности для них исключено.

 Еще одно заблуждение двадцатого века, что причина однополой любви – это невроз неотсепарированности от матери, следствие идентификации с ней, т.е. другими словами, гей по это логике должен до конца жизни оставаться инфантильным. 

Министр иностранных дел самой развитой страны Европы, Германии совсем не похож на инфантильного сосунка. Нам надо всем учиться смотреть на психические явления шире, чем редукционизм и причинность. 

Какая разница, как я стал лицом «нетрадиционной ориентации»? Гораздо важнее, как я к этому сам отношусь, что это значит для меня? Как мне с этим жить в обществе? И в каком обществе мне с этим жить? Как мне прийти в согласие с самим собой и с моими чувствами? И как я должен изменить общество, чтобы не чувствовать себя в нем изгоем? 

Работая с пациентами, которые предпочитают инаковость в любви (у меня больше язык не поворачивается вешать замшелые социальные и психологические ярлыки), я стараюсь работать с прошлым таких пациентов исключительно с точки зрения осознания ими себя и реконструкции их детства, исходя из того, что знание самого себя делает человека более сильным. Принимая свои отщепленные части, и части, которые они не смели интегрировать из-за давления социума или семьи, они получают средства и энергию для построения своей жизни и выживания во все еще враждебной среде. Психоанализ клиентов с инаковым сексуальным выбором выявляет гораздо более сложные связи, нежели чем известные противоположности и объектные отношения: мать – сын, отец-сын, гетеро эрос и гомо эрос, маскулинность и феминность, активность и пассивность, фаллос снаружи или фаллос внутри. 
Наша задача не фрагментировать личность, не разделять, не кромсать больше, чем она и так уже была раскроена в детстве, а создавать внутреннее пространство для процесса развития и движения по направлению к целостной личности. В современном мире постоянное разделение на нижнее и верхнее, на светлое и темное, на мужское и женское, только усугубляет наш внутренний и глобальный сплит.
 Постижение и принятие инаковости в себе и в других – вот двигатель развития и путь к целостности. В конечном итоге, наша цель – это примирение с нашей Самостью, как с высшим Иным. 

Однополые отношения – это в любом случае отношения двух разных людей, с разными судьбами, взглядами, людей со своей уникальностью и аутентичностью. Такие отношения вполне отвечают задаче постижения себя через другого, через иного, и на этом фоне, схожая телесность перестает иметь какое-либо значение. 
То, что мы ищем в себе, в других, в мире – это примирение со своей человеческой сущностью, принятие наших неизбежных ограничений и наших огромных возможностей. 

В этом смысле поиск второй половинки недостаточно связывать лишь с поиском партнера противоположного пола. Это один из вариантов воссоединения с потерянными частями нас самих. Это частная аллегория поиска себя, своей Души. В сочинениях Аристофана в «ПИРЕ» мы можем найти описание изначальных людей круглыми, т.е. целостными существами, «часть из которых составлены из мужской и женской половин, другие из двух женских или двух мужских половин. Со временем эти существа стали заносчивы, и Зевс покарал их, разрезав пополам». Эта метафора дает нам ключ к пониманию нового взгляда на инаковость в любви. Разделенные части не обязательно ищут свою половинку, которая должна быть противоположного пола, речь идет о поиске и встречи с «не-Я» или с «еще-не-Я». На самом деле в течение нашей жизни мы ищем другие внутренние фигуры и примиряемся с ними: с отцом, с матерью, с нашим будущем отцовством или материнством, с другим внутри, с богом и дьяволом. 
Инаковость в любви и путь к целостности таят в себе проблему зарождения нового человека, нового времени, в котором проблема противоположностей будет решаться кардинально иным способом. 

Москва, октябрь 2013г