Инесса Астахова - постпсихоанализ

"Географ", мазохизм, алкоголизм и Толстой

Зависимость
Посмотрела нашумевший фильм «Географ глобус пропил». Скажу прямо – боялась это делать. Боялась разочарования и тяжести впечатления. Так как спокойствие моего душевного состояния — это залог не только моего здоровья, но и здоровья моих пациентов, то ответственность была велика. Но многочисленные отклики соотечественников тронули меня до глубины души, и я решилась. И вот мои запоздалые с точки зрения актуальности, но вечные с точки зрения философии русской души, отклики. 

Просмотр этого кино я приравниваю к гражданскому подвигу. Без всякого преувеличения, потому что только герои могут так мучительно страдать, как я во время просмотра этого фильма. 

Вот были разные герои земли российской. Такие духовные герои, типа Толстого, которые совершали подвиг ради народа русского. Просмотр этого фильма я приравниваю к такому подвигу. Потому что смотреть это невыносимо, тяжело и больно и только истинный мазохист может пройти это до конца. И надо сказать, что мазохизм — это все-таки основной психотип русской души. От Серафима Саровского, Достоевского, до Лунгина и Велидинского – мы далеко не ушли. И , хотя , конечно, в этом есть величие и вся загадка русской души, но в этом же и ее разгадка. 

 Когда человек не может справиться с обрушивающимися на него обстоятельствами реальной жизни, вот такой, как в «Географе», или раньше на Руси, кажется, что ему ничего не остается как совершать свой одинокий душевный подвиг, чтобы справиться с ней. Не один великий поступок — подвиг, а такой ежедневный мучительный подвиг, который совершают в той или иной степени все живущие давно и ныне на Руси. Подвиг сохранения своего внутреннего достоинства, и даже, чего уж там говорить, величия, жизни в обстоятельствах, которые ты не в силах изменить. Это и называется мазохизм. 

Ненси Мак-Вильямс. «Психоаналитическая диагностика»: Представление о себе мазохистической личности может быть сравнимым, до определенной степени, с представлением о себе депрессивной личности: я недостойный, виноватый, отверженный, заслуживающий наказания. Но, кроме того, они могут обладать глубоким, иногда сознательным ощущением, что они не лишены чего то, а в чем то нуждаются и несовершенны, – наряду с убеждением, что они обречены быть неправильно понятыми, недооцененными и с ними нужно плохо обращаться. Люди с морально мазохистической личностной структурой часто производят на других впечатление претенциозных и презрительных, экзальтированных в своем страдании и презирающих простых смертных людей, которые не могут выносить столь же сильное горе с подобным изяществом. Хотя данная позиция моральных мазохистов создает впечатление, что они получают удовольствие от страдания, лучше было бы сказать, что в этом они нашли компенсаторную основу для поддержания своего самоуважения (Stolorow, 1975; Kohut,!977; Schafer, 1984; Cooper, 1988). 

И все это умиление страданиями и беспомощностью русского интеллигента я хорошо понимаю и чувствую, но… Давайте все-таки попробуем сохранить хоть чуточку реальности и отличать здоровье от нездоровья. Я знаю, что в психиатрии и в психологии весьма размыто понятие нормы и патологии. Этим все часто пользуются. Например, называя «не нормальным» совершенно рядовые сексуальные пристрастия большого процента российских граждан. Но все же, алкоголизм – это расстройство, которое можно описать в виде стройного ряда симптомов и стадий. 

 Алкоголизм — это часто лишь следствие длинного ряда других проблем. Точнее, даже не следствие, а способ справляться с этими проблемами. Алкоголь- прекрасный транквилизатор, который помогает российскому народу справляться с депрессией, психопатией, фобиями, манией и паранойей. Или просто с разочарованием в себе. 

Вот в Америке все с детства сидят на препаратах типа транквилизаторов, и они так справляются с агрессией и депрессией. А у нас пьют и… справляются. Что лучше – не знаю, большой вопрос. Но вот в чем принципиальная разница – там все-таки алкоголизм и любая зависимость считаются вредными и не оптимальными способами обрести психическое равновесие. И их никто не будет показывать как некое великое геройство от отчаяния и тонкости души. Никто не может этим гордится и даже сочувствовать. Тем более пропагандировать, как у нас гомосексуализм. А вот современное российской кино создает образ героя Хабенского – не гомосексуалиста, прошу заметить, но при этом трогательного и тонкого мужчины, который совершает духовный подвиг, отказываясь от секса с девушкой-подростком. 

 Ну лучше бы он отрубил себе руку , как отец Сергий у Толстого, когда он отказывается от секса и совершает этот акт символической кастрации, потому что ему действительно больно и он должен хоть что-то сделать, как мужчина. А этот наш современный герой УЖЕ импотент. Ему не надо ничего себе отрубать, ему вообще не надо ничего делать, чтобы жить в современной российской реальности. Ведь окружающая его реальность настолько ужасна! Ему просто надо быть алкоголиком и мазохистом, и все его уже и так полюбят, потому что он, хоть и болен, но не подлец. 

 Сильное кино, спасибо Александр Алексеевич Велединский! 

 Всем алкоголикам и мазохистам посвящается.