Инесса Астахова - постпсихоанализ

Как стать взрослым?

Тревога

Эволюционная задача биологического существа, человека в том числе – это его автономия, его способность стать взрослой личностью и произвести на свет потомство. 

 
Человеку для того, чтобы стать взрослым, недостаточно просто вырасти и обрести серьезный вид и все необходимые половые признаки. Ему приходится пройти стадии и кризисы психологического взросления. Психоаналитики рассматривают эти стадии , да и сам уровень зрелости личности в зависимости от ее отделенности (сепарации ) от матери. 
 
Речь, разумеется, идет о психологической автономии или зависимости.Не отделенные от матери дети превращаются в инфантильных, безответственных, неуравновешенных, склонных к зависимостям (от игромании до наркомании и алкоголизма) взрослых. Они не могут построить длительные отношения и испытывают множество других проблем во взрослой эмоциональной и сексуальной жизни. 
 
Например, два моих достаточно взрослых пациента, пришли в терапию, не имея вообще никакого сексуального опыта. Оба выросли в полной семье, где в одном случае папа был вечно недовольным собственным сыном и отдал воспитание сына на откуп жене. А во втором случае папа был тенью, тихой, молчаливой и потихоньку спивающейся. В обоих случаях мужчины были поглощены ( в смысле буквально проглочены) своими матерями. 
 
Одна мама  с раннего детства рассказывала сыну страшилки про мастурбацию, запрет на которую затем превратился у взрослого сына в навязчивое повторение и заучивание абзацев из философской литературы. Вторая мама была удушающе заботливой, провожала сына чуть ли не в институт, что вылилось в его полную неспособность принять какое-либо решение без участия собственной матери, что, кстати, саму маму со временем стало сильно раздражать. 
 
Эмоционально так и не повзрослевшие, «благодаря» стараниям их матерей, оба мужчины так не вступали в сексуальные отношения, оба пошли в терапию, потому что «так сказала мама», оба ушли из терапии, потому что мамам в какой-то момент очень не понравилось появившаяся независимость сына.  
 
Можно ли было что-то сделать в обоих случаях? Как ни грустно мне в этом признаться, но боюсь, что вряд ли. На момент прихода в терапию одному было 53, а другому – 47 лет.  
 
На самом деле вся наша жизнь – это более или менее успешные попытки и этапы отделиться от матери, из тела которой мы вышли. Первые попытки отделиться от матери младенец предпринимает еще тогда, когда начинает ползать, более смелые, когда начинает ходить. 
 
Маргарет Малер – известный американский психоаналитик венгерского происхождения, описала стадии сепарации (отделения) –индивидуации (личностной зрелости) . Малер изучала детей от рождения до взрослости и пыталась понять, что способствует формированию внутрипсихических структур, которые в итоге позволяют ребенку функционировать независимо от объекта привязанности, с другой стороны – что способствует патологии этих структур. Малер выделила несколько стадий, которые проходит ребенок в своем развитии. 
 
От 5 до 9 месяцев ребенок делает первые «шаги» в области физической сепарации от матери. Ребенок часто слезает с колен матери, начинает играть у ее ног, отползает, но затем возвращается к матери. Ребенок начинает также изучать других людей. Он реагирует на незнакомца со страхом и любопытством. Рене Шпиц назвал эту реакцию «тревога восьмимесячных». Ребенок может заплакать при появление незнакомого человека. И от реакции матери на этот плач зависит то, как дальше этот ребенок будет общаться с людьми. Будет ли он ждать от них доброжелательности и сотрудничества или так и останется в тревоге восьмимесячного, ожидая от всех подвоха и враждебности. 
 
Если мать смогла обеспечить ребенку ощущение безопасности мира, то этот ребенок будет меньше бояться окружающих и будет с интересом исследовать окружающий его мир. 
 
Ребенок начинает вставать, карабкаться, учиться ходить, он уже по собственному желанию может отдалиться от матери, когда захочет. Но ему все еще требуется поддерживающее присутствие матери рядом. Ребенок отходит, но возвращается к матери, ему требуется «эмоциональная дозаправка». И, если мама поддерживает ребенка в его робких начинаниях, то каждый последующий шаг ребенок делает более уверенно. Тревога матери (упадешь, ударишься, мир опасен6 иди сюда!) усиливает тревогу ребенка и его недоверие к миру. 
 
С 9 месяцев до полутора лет ребенок испытывает удовольствие от новых открытий, своих маленьких достижений. В своих действиях ребенок подражает тем, кого он любит, и идентифицирует себя с ними. Это уподобление способствует формированию рождающейся идентичности. Постепенно он начинает согласовывать свои чувства с появляющимся осознанием чувств других людей и стремится привлечь их, чтобы они разделили с ним его удовольствия. Ребенок верит в свое всемогущество, и, если в этот момент его мягко поддерживает мать и отец, то это закладывает основу для позитивной самооценки и любви к себе, к здоровому нарциссизму. 
 
От 1,5 до 2 лет ребенок обнаруживает, что желания матери не всегда совпадают с его собственными. Он оказывается в амбивалентной ситуации, одновременно чувствуя желание угодить матери и злость, направленную на нее. Это проявляется в поведении как сменяющие друг друга негативизм и прилипчивость. 
 
Ощущение полного единства с матерью восстановить невозможно, и ребенок злится и грустит по этому поводу. 
 
Со временем начинает разрушаться и представление о всемогуществе родителей, которым теперь не так легко угодить и удовлетворить потребности ребенка. Задача матери на этом этапе – справляться с поведением ребенка без ответной агрессии, устанавливая твердые ограничения. Ее любовь и принятия смягчают амбивалентность и внутриличностные конфликты, но трудности во взаимоотношениях неизбежны. 
 
Со временем развитие речи позволяет ребенку выражать свои желания и таким образом приобрести больший контроль над окружением и чувство большей самостоятельности. 
 
Вся дальнейшая история развития человека — это более или менее успешная борьба за право быть собой, отделить себя от окружающих так, чтобы при этом сохранить их любовь и привязанность. 
 
И если мать поощряет ребенка в попытках стать отдельным существом, то он успешно проходит все стадии взросления, сохранив при этом чувство привязанности к матери  и материнскую поддержку. Но если мама любыми способами пытается привязать ребенка к себе, манипулируя им, заставляя чувствовать себя виноватым при каждой попытке отдалиться от нее, то такой ребенок, скорее всего, будет ненавидеть свою мать, но будет совершенно не в состоянии отделиться от нее до конца своих дней.   Примеров таких мучительных союзов матерей и детей вокруг нас множество.
 
Каждый этап развития ребенка и его взаимодействие со значимыми взрослыми – это важная страница в истории каждого человека. Каждый этап раннего развития подготавливает ребенка к будущему, вносит свой вклад в то, каким образом, взрослея, этот ребенок будет разрешать конфликтные ситуации, строить отношения с другими людьми, его способности к привязанности, его отношению к самому себе. Именно поэтому психоаналитики уделяют так много внимания детской истории человека и его взаимоотношениям с матерью.