Инесса Астахова - постпсихоанализ

Новогодний невроз

Счастье

Новый год – самый волшебный, самый светлый, самый семейный, самый елочный, самый невротичный, самый — самый праздник в году. И как все «самое — самое» он существует только в фантазиях людей, которые в это верят и изо всех сил, задыхаясь от перфекционизма, стараются сделать сказку былью.

 
 Трудно представить еще один пример того, когда всеобщая истерия достигает такого накала и носит такой массовый характер. Приближающийся новый год невротизирует всех. 
 
 Дети или верят в деда мороза, или просто ждут подарки подороже и возможность не спать до утра, коллеги и начальники, одержимые идеей корпоративных презентов и праздников, друзья и приятели, которым надо встретиться с тобой именно перед новым годом, продукты, которые надо успеть купить только до 31-го декабря, записаться на укладку и маникюр до конца года, похудеть и выглядеть хорошо до 31-го декабря, подарки, которые нужно купить всем, включая собаку, а потом еще и раздать, телефонные звонки, которые надо успеть сделать,… Все это сопровождается жутким траффиком, постоянным нагнетанием праздничного настроения в виде рекламы на всех каналах, огоньками и дедами морозами на улицах, милыми песенками, разлитым в воздухе предвкушением чего-то, что должно непременно произойти. 
 
Но , как всякая истерика, нагнетание напряжения заканчивается только одним – его разрядкой. А разрядка напряжения происходит в виде чего- то, напоминающего нервный срыв(собственно, сам праздник), а затем тяжелый сон и утреннее обессиливание и/или похмелье. 
 
 Основное чувство, которое остается от прошедшего праздника- это разочарование. И это естественно. Ведь когда взрослые верят в фантазии и чудеса, и даже стараются их сделать былью, их должно ждать столкновение с реальностью, а это всегда тяжело. 
 
 Конечно, в обстановке всеобщей истерии, резко усиливается эмоциональное напряжение, растет тревога и депрессия. И чем выше поднимается тревога, тем сильнее бегут от нее люди, покупая все больше подарков и еды. Но особенно тяжело в этот период людям, которые по тем или иным критериям не могут втиснуться в эти лубочные картинки о том, как должен себя чувствовать КАЖДЫЙ человек на Новый год. 
Если ты не ощущаешь радостного предвкушения новогодней истерики, если ты не окружен любящими глазами родных и друзей, если ты не хочешь или не можешь по какой-то причине покупать подарки, если ты вдруг одинок и грустен, то , о ужас!, ты просто становишься изгоем рода человеческого.

 Новогодняя категоричная формула — ты просто обязан быть счастлив и весел – пример человеческой нетерпимости и нечуткости. 
 
 Хочу вам сказать то, что многие и так знают, но никогда об этом не говорят. Новый год – это довольно грустный праздник. Возможно, от этого нам и нужно так много елочек, блесток и мишуры, чтобы прикрыться от этой грусти.
 
 Новый год – это всегда немного про детство. А детство, как известно, часто бывает беспомощным и грустным. 
 
 И детские воспоминания, которые нам каждый год навевают рождественские песни, несут зачастую пусть светлую, но грусть. Вместе с ностальгией по потерянной вере в деда Мороза, мы невольно вспоминаем и прочие детские разочарования. Мы вспоминаем, что от елки в конце концов останется только мусор на ковре, что любовь не вечна, а родители не бессмертны. 
 
Новый год – это всегда синдром итога. Мы невольно подсчитываем удачи и потери. И кто сказал, что потерь не окажется больше? 
 
Новый год – это всегда прощание. Прощание с еще одним годом жизни. И это нелегко.
 
 Новый год – это еще и про одиночество.
 
 Ведь если ты к новому году не обзавелся парой, ну такой, чтобы счастье прямо бурлило, как шампанское, то ты обязательно почувствуешь себя ужасно, трагично одиноким. И даже если весь год ты живешь один и вполне счастлив, то к рождеству ты непременно ощутишь всю глубину своего одиночества. Все песни, все улыбающиеся лица вокруг будут напоминать тебе только об этом — у них есть все, а я одна.

 Новый год – это время планов и обещаний. И если вы вдруг и прошлогодние- то выполнили не очень, а в этом вообще не в состоянии ничего придумать, то есть прекрасный повод ощутить всю глубину своей апатии и бессилия.
 
 И в конце концов – Новый год – это просто дата, нагруженная символическим смыслом и милой новогодней атрибутикой. И я не предлагаю вам, как подростку, отрицать ее значение и прелесть. Нет, это было бы слишком просто, сказать: «Я не люблю Новый год!» — и в знак протеста, злясь в глубине души на весь мир, демонстративно лечь спать. Я предлагаю вам встретить настоящий, СВОЙ Новый год. Не праздник по типовому сценарию, написанному для всех и растиражированному глянцем. А очень личный, очень тонкий и приватный новый год. Для этого вам всего лишь нужно очень внимательно прислушиваться к себе. Спросить себя, как спросил бы вас хороший психоаналитик: «Что я чувствую сейчас?» И если на самом деле вы чувствуете одиночество и грусть, то у вас просто будет грустный новый год. А кто сказал, что грусть – это плохо? Все лучшие фильмы по – настоящему грустны. И сценарий вы придумаете сами, главное – что все будет по-настоящему и от души. 
Если вы злитесь и вас бесит все вокруг, то у вас может быть агрессивный новый год. « улыбайтесь — это всех раздражает» или «минутка ненависти» или Bad Santa… тут точно есть простор для фантазии. 
Если вы в апатии и нет сил – то лежачий новый год, это тоже неплохо. Зато утром вы избежите похмелья и сможете выйти на завтрак, наслаждаясь пустым городом и редкими прохожими с помятыми похмельными лицами. 
 
Ну а если вы вдруг впали в сентиментальное детство и ощутили прилив энергии и счастья именно в эту ночь в году, то типовой новогодний  сценарий как раз для вас.
 
 Главное- помните, что это вовсе не обязательно — чувствовать себя именно так именно в эту ночь в году! И более того, чем это обязательнее, тем невероятнее. Ведь наши чувства так непредсказуемы! 
 
 Я желаю Вам оставаться собой даже в новогоднюю ночь!