Инесса Астахова - постпсихоанализ

Особенности отцовской любви

Бессознательное и Осознанность

Когда мы говорим о родителях, мы чаще всего имеем в виду огромную роль матери для роста и развития ребенка, несправедливо оставляя отца в тени «материнского всемогущества». Ребенок появляется на свет из чрева матери, вынашивается ею, но для его появления на свет был необходим и отец. 

 
Двое людей встречаются и в результате их любовной истории на свет появляется третий. Но еще до его появления женщина, которая хочет ребенка, представляет себе не только, каким будет ее будущий малыш, но и каким отцом в будущем будет ее мужчина. 
 
Мы принимаем как данность существование материнского инстинкта, но мало говорим о том, чем является для мужчины отцовство и какую роль играет отец для развития ребенка. А, тем не менее, эта роль не менее важна и существенна, ведь мать и отец – это первые люди, с которыми ребенок начинает общаться. 
 
Одним из первых, кто четко разделил родительское отношение к ребенку на отцовское и материнское, был Э. Фромм. Материнскую любовь он описал как безусловную по своей природе. Мать любит своего ребенка потому, что он просто есть, а не потому, что ребенок выполняет какие-то ее условия, оправдывает какие-то ее надежды и ожидания. Это идеальная материнская любовь. Любовь отца, напротив основана на определенных условиях, она руководствуется принципом «Я люблю тебя, потому что ты оправдываешь мои надежды, потому что ты исполняешь свой долг, потому что ты похож на меня». 
 
В самой природе отцовской любви заложено, что послушание становится главной добродетелью, а непослушание — главным грехом, расплата за который — лишение отцовской любви. Если любовь возникает на определенных условиях, ее можно завоевать, приложив все усилия. В отличие от материнской любви, любовью отца можно управлять. 
 
Однако Э. Фромм делает оговорку, что отцовская любовь, основываясь на принципах и ожиданиях, должна быть скорее спокойной и терпеливой, нежели властной и устрашающей, должна обеспечивать растущему ребенку все более сильное чувство уверенности в своих силах и со временем позволить ему самому распоряжаться собой и обходиться без отцовского руководства. 
 
Похожая точка зрения встречается и в работах К.Г.Юнга. Отец всегда воплощает авторитет и способность ориентироваться во внешнем мире, в то время как мать передает ребенку неуловимую способность к развитию внутреннего мира чувств. Отец «раскрывает перед ребенком объективный внешний мир и, олицетворяя сферу авторитета и морали, напротив, создает защиту от субъективных душевных уклонов». 
 
Современный психоанализ стал больше уделять внимания роли отца в развитии детей первых лет жизни. До определенного периода мать и ребенок находятся в тесной, почти симбиотической связи с матерью. Но в этой диаде, пусть и на бессознательном уровне в самом начале, всегда есть «третий», и этот третий – отец. К определенному возрасту (примерно к концу года) ребенок начинает воспринимать отца как самостоятельный, отличающийся от матери объект. По некоторым данным, примерно к восьмому месяцу ребенок уже демонстрирует различную привязанность к матери и отцу. Ребенок учится общаться одновременно с двумя людьми, и это является началом тройственных отношений. И будущие отношения ребенка с другими людьми зависят от того, насколько удачно родители и их ребенок сумеют построить эти тройственные отношения. 
 
Роль отца очень важна не только для ребенка, для которого, отец – тот, кто одновременно обеспечивает материнскую безопасность, то еще и тот, кто «вторгается» в его отношения с матерью, «забирает» мать. Отец «разрушает» диаду, но одновременно и дает возможность для самостоятельного развития ребенка. 
 
Ведь, если ребенок навсегда останется рядом с мамой, он так никогда и не сможет повзрослеть. И, если женщина не вспомнит о том, что она еще и жена, то она так и останется в рамках только материнской роли. 
 
Когда-то очень давно я начинала свою практику с того, что работала с семьями. Мой опыт помог мне отчетливо увидеть, как прочно в сознании людей укоренились мифы и заблуждения. До сих пор многие люди пытаются четко определить для себя понятие женской и мужской роли в семье, функций отца и матери. И не смотря на современную возможность получать разнообразную информацию в сжатые сроки, многие люди все еще прибывают в каменном веке заблуждений относительно себя самих. До сих пор многие женщины думают, что «им виднее» или «они лучше знают», как обращаться с ребенком, не доверяя мужчине, отцу ухаживать и заботиться о малыше. Да, мужчина не вынашивает ребенка девять месяцев и не кормит грудью, но мужчина, который любит свою жену и ребенка, способен ухаживать за ребенком не хуже матери. А в случаях, где мать не способна кормить ребенка собственным молоком, еще и кормить малыша. И ряд современных исследований подтверждает это. 
 
Нет принципиальных различий в родительском уходе за ребенком, особенно в том, что касается кормления, переодевания, укачивания и обучения каким-то навыкам. 
 
Женщина, которая изолирует своего мужчину (по разным причинам) от ухода за ребенком, лишает не только мужчину понимания того, что есть отцовство и просто удовольствия быть отцом, она лишает себя и ребенка поддержки, опоры и заботы. 
 
Во многих российских семьях до сих пор есть четкие границы между «женской» и «мужской» ролями. Хотя опыт современного мира показывает то, что женщина способна справиться с такой задачей, как зарабатывание денег, а мужчина способен быть ласковым и терпеливым с собственными детьми. 
 
Пока в сознании есть место убеждениям о том, что «я знаю лучше», «сделаю лучше», потому что я – мать или я – отец, ребенок будет заложником конфликта в отношениях с близкими ему людьми, но так и не узнает самих отношений.