Инесса Астахова - постпсихоанализ

Параноики — кто они?

Паранойя

Параноик — это тот, кто хоть чуть-чуть представляет, как на самом деле дела обстоят.

Уильям Берроуз

Целеустремленный, энергичный, уверенный в своей правоте, идущий напролом. Не обращает внимания на мелочи, в том числе и на такие, как люди. Поэтому плохо ладящий с чувствами, зато обладающий отменной логикой. Подозрителен и во всем склонен видеть злой умысел. Причем часто он в этом оказывается прав. Бывает очень ревнив и не приведи господь, если он истец, а вы – ответчик. Точно засудит.

Как говорится, у бегемота плохое зрение, но при его массе тела, это должно тревожить других.

В своих глазах он – человек с чувством собственного достоинства, а для окружающих – параноик с манией величия.

Параноик – это особый тип личности – закрытые, подозрительные, лишенные чувства юмора, раздражительные. Они могут быть очень активными, у них часто приподнятое настроение, им могут быть свойственны аккуратность, добросовестность, ответственность и обостренное чувство справедливости.

Они склонны к застреванию, большие идеи и планы часто их мало интересуют, а незначительные могут заслонить собой весь мир. У них узкий кругозор, зато они прямолинейны, конкретны и могут быть непоследовательными.

С юности параноиков отличает склонность к обилию односторонних и логически неправильных умозаключений. Все, что происходит вокруг него, наделено особым смыслом и направленно на него. Все, что связанно с его персоной имеет особую важность, а ко всему остальному они глубоко безразличны.

Все происходящее оценивается как подтверждение его сверхценных идей, а все что противоречит – прямо игнорируется для подкрепления уверенности в собственной правоте.

 

Истинный параноик знает, что если всё хорошо, значит всё хорошо замаскировано.
(Автор неизвестен)

 

Если паранойя является симптомом шизофрении, то такой человек может перейти к убийственным действия в самом прямом смысле и начать физическое устранение своих врагов.

 

В психиатрии паранойя – это расстройство психики, характеризующееся систематическим бредом, манией величия и преследования, переоценкой собственных суждений, склонностью к подозрительности и разоблачительности, конфликтности и сутяжной борьбе, интерпретационной деятельности и конструированию спекулятивных систем. (Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г).

Даже у параноика есть враги.

Генри Киссинджер

Психоаналитики с самого начала пытались провести различие между паранойей и шизофренией, хотя и усматривали связь между их симптомами.

   Фрейд в письме врачу и своему другу В. Флиссу писал: «подобно истерии, неврозу навязчивости или галлюцинациям, хроническая паранойя в ее классической форме является патологическим способом защиты». Цель и смысл паранойи он видел «в упразднении несовместимой с Я идеи путем проекции ее содержания во внешний мир». И в дальнейшее Фрейд неоднократно возвращался к теме этого заболевания и искал механизмы его возникновения.

В работе «О нарциссизме» (1914) З. Фрейд отнес паранойю к нарциссическому заболеванию. При паранойи освободившееся вследствие несостоятельности человека в жизненной борьбе либидо «не останавливается на объектах фантазии, а возвращается к Я». При этом он отнес к паранойи такие болезненные явления, как бред величия и бред наблюдения.

   В других работах, как «О некоторых невротических механизмах при ревности, паранойе и гомосексуальности» (1922) и «Сообщение об одном случае паранойи, противоречащем психоаналитической теории» (1915) З. Фрейд делает попытки изучить соотношение между паранойей и гомосексуализмом. По его мнению «паранойя, закономерно наступает вследствие попытки сопротивления слишком сильным гомосексуальным побуждениям».

   По мнению З. Фрейда, часто подобное заболевание может возникнуть из-за обиды, нанесенной Я, из-за невозможности получения удовлетворения в сфере созданного человеком идеала-Я, сублимировании и его разрушении.

Известные коллективные виды паранойи – всевозможные происки – антисемитов, сионистов, коммунистов, демократов, террористов, инопланетян, сектантов, а так же свиные, птичьи и прочие «гриппы» и объединения фанатов. Справедливости ради надо отметить, что мы имеем в виду под фанатиками людей, которые одержимы идеей и посвящают ей всю жизнь. Идея эта не требует логического обоснования, речь идет о слепой вере. И хотя может показаться, что они не выдвигают себя на первый план, однако играют роль серых кардиналов и кукловодов, а к окружающим людям как правило бездушны и даже жестоки.

Параноик все время противопоставляет себя окружающим, всегда начеку к угрозе извне и в любой момент готов дать отпор. Чаще всего они опасаются посягательств на своих сексуальных партнеров, свои права и собственность. Окружающие как будто постоянно хотят их унизить, отрицательно к ним относятся и строят козни против них.

Есть такие личности, при общении с которыми создается впечатление, что вокруг них сплошь коварные враги!

С раннего возраста и до старости эти проявления мало изменяются. Самым распространенным свойством параноиков, по мнению П. Ганнушкина, является склонность к образованию сверхценных идей, которые подчиняют себе всю личность и уже эта идея начинает управлять ими.

В ядре параноидной личности лежит привычка воспринимать свои «плохие» качества как негативные качества других путем проекции. Такие отчужденные от себя характеристики ощущаются как угроза извне. Такая проекция может сопровождаться сознанием собственного величия.

Такие люди сами практически не доходят к психоаналитику, так как убеждены, что с ними-то все в порядке, а с другими все не в порядке.    Более того, бессознательно они опасаются того, что если терапевт узнает их получше, то он будет шокирован их грехами и отвергнет или накажет их за совершенные ими преступления. Они постоянно отражают это унижение, переводя любое чувство собственной плохости в угрозу, исходящую извне. Бессознательно параноики ожидают, что будут разоблачены, и проецируют свой собственный страх в постоянные изматывающие усилия распознать в поведении других “действительно” злые намерения по отношению к ним.

 

Но необходимо подчеркнуть, что   некоторых людей, которые кажутся параноиками, могут действительно преследовать сектанты, родственники, бывшие любовники. Они действительно могут подвергаться опасности, о которой говорят. Будучи параноидными они становятся магнитами для дурного обращения с ними.

Если вам кажется, что за вами следят это не значит, что у вас паранойя.

Если ты параноик, это ещё не значит, что за тобой не охотятся.

В виду того, что источник своих бед параноик видит в других, то самые нарушенные из них могут представлять реальную опасность для окружающих. Предполагается, что в развитии параноидной акцентуации характера немаловажную роль играет повышенный уровень внутренней агрессии. Маленькому ребенку трудно справляться с собственными агрессивными эмоциями и раздражительностью, особенно если окружающие его взрослые сами не умеют адекватно проявлять свои агрессивные импульсы. Их отрицательная реакция на ребенка будет только подкреплять его чувства о том, что вокруг – недоброжелатели. Такой ребенок страдает от поражения ощущения собственной силы и подвергается постоянному подавлению и унижению. Часто дети перенимают такой стиль общения от своей семьи и учатся доверять только членам своей семьи.

Помимо того, что параноики вынуждены бороться с собственным гневом, они страдают и от преследующего их страха, связанного с ожиданием возможной опасности и вреда, исходящих от других.

Чувство стыда, так же как и вины, им не знакомо. Используя отрицание и проекцию, они направляют свои усилия на то, чтобы пристыдить и унизить окружающих.

Другое «не присущее» им чувство – зависть. Например, они могут думать, что другие бросают их из-за того, что завидуют их выдающимся качествам. Или мужчина, забывая о собственных фантазиях о неверности, подозревает во всех тяжких грехах свою жену. Часто такая ревность включает в себя стремление быть близким с людьми своего пола. Но поскольку это воспринимается как гомосексуальность, то эта потребность прикрывается идеей о том, что это моя жена хочет близости с их общим другом.

В заключение необходимо сказать, что каждому из нас присущи все вышеописанные качества в той или иной ситуации, в тот или иной период жизни. Весь вопрос в том, в какой степени они захватывают нашу личность. Без определенной степени «паранойи» мы бы доверяли всем и каждому, легко соглашались на самые опасные авантюры, не чувствовали подвоха или даже угрозы своей жизни. Дозированная паранойя – наш спасательный круг в опасных ситуациях.

Лучше быть живым параноиком, чем мертвецом, который ждал от жизни только приятных неожиданностей.  Макс Фрай

 

Строго говоря, каждый хороший специалист в определенной степени должен быть параноиком – врач, юрист, сисадмин, бухгалтер, архитектор, следователь…. Тот, кто лишен паранойяльных черт, скорее ненормален, чем нормален. Весь вопрос только в степени акцентуации этих черт.
 
P.S. Из известных личностей, имевшим выраженные параноидные черты можно отметить Ивана IV, Петра I, И. Джугашвили, возможно С. Дали.