Инесса Астахова - постпсихоанализ

Психосоматика

Неврозы
Тело как улика 

 «Симптомы – это приемы психического выживания». 
 Джойс МакДугалл 


«Нельзя» — самое распространённое слово детства. Нельзя в детстве много чего: играть, если мама сильно устала, лазить по деревьям, если мама не может справиться со своей тревогой, выражать свои чувства, если в обществе наложено табу на их выражение.

Ты боишься, завидуешь, злишься, тревожишься?  Вырастешь «неправильным», а еще хуже – плохим человеком. 

Маленький человек приходит в этот мир, не зная что «хорошо» или «плохо» в мире взрослых. Младенец кричит не потому, что хочет отнять у мамы ее покой и здоровье, он кричит потому, что хочет есть, тепла, заботы, ухода от той, которая может спасти его от дискомфорта и неприятных телесных ощущений, таких, как мокрая попа, например. 

Но не только это важно и нужно младенцу! Малыш очень беспомощен в этом мире, и ему нужен кто-то, кто научит его в нем ориентироваться. Теплые объятия и мягкая улыбка может вернуть малышу спокойствие, которое так нужно, чтобы вырасти здоровым в этом пространстве бушующих страстей. 

 Но мы знаем, что мамы бывают разные.  У каждой патологии своя мать. 

Не всякая мама хочет или может понять о чем ей пытается сказать с помощью крика беспомощный маленький человек, поэтому она и не может ему во время дать то в чем он нуждается. Коммуникация матери и ребенка становится односторонней. Если мама не слышит крик и плач, то, как еще она может узнать о том, в чем я нуждаюсь? Как «сделать» так, чтобы ей было видно, что мне очень и очень плохо и страшно? Когда ребенок не может «достучаться» до своей матери начинает «кричать» его тело. 

Ребенок, которого не ласкали, мало обнимали, не получали удовольствия от телесного контакта с ним, не способен воспринимать свое тело, как принадлежащее ему самому. Он растет, не очень понимая, что вообще такое тело, странный чемодан, в котором надо добраться до конечной станции «смерть»? Он воспринимает его враждебно, как что-то «чуждое», низкое и отвратительное. А как еще воспринимать то, что никогда не любили? Как психически выжить и справиться с этим внутренним адом? 

Самодеструкция становится соматическим симптомом, спасая психику от полного разрушения. 

Так рождается психосоматическое расстройство.
 Психосоматика. Что это? 

Психосоматика (от греч. psyche — душа + soma – тело) – это направление в медицине и в психологии, изучающее роль психических факторов в возникновении заболеваний тела. 

Психосоматические расстройства сейчас занимают значительную часть среди всех «болезней цивилизации» и на протяжении последнего времени стали изучаться более подробно. 

Кто первым заговорил о психосоматике? Еще в V в. до н. э. Сократ утверждал, что не существует телесной болезни, отделенной от душевной, а Платон, знаменитый ученик Сократа, сетовал: «Большая ошибка совершается там, где телесные и душевные болезни лечат разные врачи. Ведь тело неотделимо от души». Гиппократ говорил о том, что лечить нужно больного, а не болезнь. Еще в древности возник сильный интерес к взаимосвязи психического и телесного. 

Зарождение психосоматической медицины связывают с работами Фрейда. А сам термин прижился, благодаря венским психоаналитикам, переехавшим в Америку. Развитие психосоматического направления тесно связано с именем врача и психоаналитика Франца Александера. Он впервые описал причины семи психосоматических заболеваний, объясняя их возникновение наследственной предрасположенностью, нарушением эмоционального климата в семье и сильными переживаниями во взрослой жизни. Александер показал, что длительное внутреннее эмоциональное напряжение связано с развитие таких заболеваний, как язва желудка, гипертония, астма, колит, артрит.

Психосоматика в наши дни становится очень популярным направлением, и это неудивительно. Современному человеку все меньше и меньше доступно понимание собственных чувств, все сложнее становится об этих чувствах говорить. Когда не знаешь что чувствуешь, начинает «говорить» тело. Невысказанные чувства и эмоции никуда не уходят. 

Куда уходят чувства, в какие «города»?

 У каждого психосоматического заболевания есть несколько причин. Развиться симптому «помогает» не только «психосоматическая» семья, в которой растет ребенок, но еще и наследственная предрасположенность к заболеванию. Интересно то, что в каких-то случаях наследственность рано или поздно может проявиться, а в каких-то нет. Многие специалисты, занимающиеся вопросами психосоматики считают, что заболевание возникает и обостряется, как правило, вследствие стресса, связанного с психической травмой потери. Это может быть нанесенная обида, оскорбление, разлука, утрата любви, близкого человека или чего-то иного очень и очень значимого. И все таки все мы родом из детства, конфликты внутри семьи, наши взаимоотношения с самыми главными людьми в маленькой жизни – родителями, оказывают влияние на то, кем и как мы будем себя чувствовать в будущем. 

Каждое из психосоматических заболеваний произрастает из особой эмоциональной почвы семейных отношений. В большинстве случаев в них обнаруживается нечто общее: раннее окружение будущего психосоматического больного не позволяло ему в детстве проявлять себя, быть спонтанным, таким, каким он есть на самом деле, а не тем, кого хотят видеть родители. Тот, кого ругали и оскорбляли в детстве, кто был свидетелем многих конфликтных ситуаций между папой и мамой, однажды может «захотеть» не слышать этого кошмара, а в результате потом страдать от отита или воспаления ушей. 

 Тот, кому запрещали выражать злость, обиду, гнев или просто раздражение, плохие мальчики и девочки «не имеют права» повышать голос, возможно, будет часто страдать от болезней горла в тех ситуациях, когда снова не сможет выразить накопившиеся агрессивные чувства, не умея преодолевать собственный страх перед ними. 

Ларингит может быть причиной внутренней злости, которой так много, что она «мешает» говорить. 



Астма может быть причиной недоверия к людям, страха перед искренностью, откровенностью, самостоятельностью. 

Если кто-то привык жить в постоянном внутреннем напряжение, не умеет расслабляться, боится «дышать полной грудью», то, возможно, однажды он будет страдать от проблем с легкими. 

Тот или та, кто чувствует себя настолько неуверенным, думая, что не обладает никакими достоинствами, будет «есть» себя изнутри, и это может привести к язве или болезням желудка. 

Наш кишечник демонстрирует самую прямую связь между психикой и сомой. Кишечник «переваривает» ситуации, которые нам подкидывает жизнь. И, если кто-то мучается от запора, то пора спросить себя, а что внутри так плохо переваривается, какие чувства и ощущения? 

Если кто-то очень зол на противоположный пол, никак не может простить старых обид, а главное – не может их выразить и облечь в слова, не признаваясь подчас себе в собственных чувствах, может страдать от болезней моче-половой системы. 

Тот, кто с детства стыдится самого себя, кто отвергает себя, придавая огромное значение мнению других. 

Кто боится, что другие обидят его, может страдать от проблем с кожей, «отталкивая других (ведь, кожные заболевания очень и очень некрасивы) раньше, чем другие отвергнут его».

 Мальчик, который с детства живет в состоянии внутренней тревоги и нервозности, испытывает страх перед матерью, не способен, в будущем открыто обсуждать с партнером неразрешенные проблемы и вопросы. Став взрослым мужчиной, может психологически не справиться со стрессом, вызванным работой, семейными или финансовыми проблемами, и в результате страдать от импотенции. 

Не выраженные чувства не исчезают из тела, они копятся в душе, тая обиды, злость и горе. Они «ищут» себе место и во многих случаях находят приют, становясь наконец-то заметными для своих хозяев, потому что болезнь тела сложно не заметить!