Russian dream
ТревогаВы замечали, что люди в России, во всяком случае те, которые меня окружают, с каким-то особым трепетом и силой чувств относится к Америке. Конечно, я встречала индивидуумов, влюбленных в Париж или Вьетнам. Но там я не наблюдала такого надрыва чувств, такой их безответности и безнадежности что ли. Ну если кто-то и не питает страстной влюбленности в Америку, то тогда он обязательно ее ненавидит, заходится в параноидном страхе от фантазий о внешнем враге и вечно плетущихся в Америке заговорах против России… Но все равно не равнодушен, нет.
Америка — страна русской мечты. Недостижимой, но болезненно желанной.
Моя история отношений со страной мечты началась в студенческие годы. Тогда в Москве проходил Фестиваль молодежи и студентов , и в город съехались ИНОСТРАНЦЫ! Это было совершенно фантастическое событие в те времена, и то волнение , трепет и предвкушение, которое испытывала тогда советская еще молодежь трудно даже себе представить. Все иностранное, и почему – то особенно американское, вызывало безусловное восхищение. Вот такой эффект советской пропаганды и железного занавеса.
Тем летом я уехала из города. Но многие друзья и мой бойфренд пофестивалили как следует. Фестиваль закончился, я вернулась и узнала, что мой бойфренд закрутил роман с , не поверите, американской студенткой Джейн. И был очень грустным после неизбежного расставания с ней. Ему все отчаянно завидовали под маской сочувствия. И даже я, хотя была сильно влюблена и испытала, конечно, все положенные случаю эмоции, но даже и не подумала возмутиться.
Он вдруг стал необычайно ценен, вокруг него появился такой ореол славы и загадочности. Как будто печать американского секса сделала его недоступным для всех нас, живущих в совке.
Прошло много лет, и я была уверена, что все изменилось. Все уже по сто раз съездили в Америку, все американское — от кино до iPhone — стало доступным, вполне понятным и , как мне казалось, не столь притягательным. Но нет…
Летом к нам в гости приехали американцы, я заметила то же самое немного неестественно — заискивающее, такое с придыханием и острым желанием понравиться отношение к ним. И отношение это проявляли вполне себе успешные, красивые и умные представители московской богемы. Все наперебой старались показать свой лучший английский, были страшно милы, приглашали на лучшие вечеринки города, угощали их водкой и окружали заботой и вниманием. Я не поверила своим глазам, мне было трудно представить, что поколение современных молодых людей тоже заражено этим вирусом. Но фактов было так много, что увы… Я попыталась объяснить все это таким прекрасным качеством, как российское гостеприимство, но не вышло. Когда я представила визит гостей, скажем, из Самары я поняла, что их вряд ли ждал бы такой же уровень гостеприимства, отношения и коммуникаций в московской тусовке. И я стала анализировать.
Что с нами происходит? Почему мы так любим все американское, хотим там рожать детей, или отправить туда уже рожденных, выстраиваемся в очередь в открывшийся Нью Йоркский ресторан и по-прежнему заказываем друзьям привезти оттуда кепку, айфон или даже… духи???
Конечно, там объективно много крутого, чего нет у нас. Например, толерантность или климат в Калифорнии. Но это все не объясняет того не проходящего уже многие десятилетия особого отношения российского человека к этой заокеанской стране. Особенно показательно это стало для меня, когда я узнала многих американцев, которые живут в абсолютной уверенности, что живут они в лучшей стране в мире, а то, что происходит «overseas» , в том числе и в Росси, волнует их крайне мало. И я поняла, что основное чувство, которое описывает отношение России к Америке и американцам – это зависть. Да, да, мы просто им завидуем. А так как зависть – это чувство которое люди в себе по большей части не осознают, то оно проживается в виде или сильного восхищения и идеализации или в форме ненависти и желания разрушить.
Я ничего не хочу сказать плохого про чувства окружающих меня людей. Чувства вообще не делятся на хорошие и плохие. Они просто есть. А зависть – одно из базовых чувств человека, которое испытывают совершенно все люди.
В детском саду у кого-то была машинка круче, в школе наверняка кто-то был покрасивее вас, а на каждой вечеринке найдется та, у которой лучше платье…
Мир наполнен людьми и предметами, которых мы вожделеем и это двигает жизни вперед. Мы с детства учимся как-то интуитивно справляться со своей завистью. Обычно вполне неплохо.
Мы трансформируем (сублимируем) зависть в восхищение или иронию, сексуальное обладание или трудовой энтузиазм. Но когда мы фиксируемся на ней, то могут наступить последствия. Когда зависть очень сильна, и она заложена вам с самого детства («Посмотри как Маша себя хорошо ведет!», « У Сергея всегда отличные оценки, а ты?» и т. п.), то тут приходится тяжело.
Самая тяжелая сторона зависти, ее оборотная сторона- обесценивание того, что есть у тебя. Ты перестаешь чувствовать ценность в том, что тебя окружает и находить удовольствие в том, что ты делаешь. Как будто то, что у А. есть яхта мешает тебе отлично провести твой отпуск. Ты перестаешь получать удовольствие от собственной жизни и отчаянно идеализируешь то, чего у тебя нет.
Идеализацию всего американского или ненависть к нему же, (как мы уже поняли это 2 стороны одного и того же) воспитали у нас целые поколения советской и постсоветской пропаганды. А еще российская привычка ругать все, что тебя окружает в «этой стране», отсутствие хорошего воздуха , «настоящих мужчин», «хорошего образования и медицины», «умных боссов», « белых зубов», лета круглый год – каждый может выбрать из списка для себя.
Умножим это на возмутительное благополучие американцев, открытость и улыбки калифорнийцев, динамичность Нью – Йорка, красоту Сан Франциско, чудесные рестораны, Голливудское кино, музыку… да можно перечислять бесконечно… и получаем страну мечты, где смешаны реальность и фантазии, желание спасения и обретения счастья.
И если вы все-таки решили попробовать следовать своей мечте, то первое, что вам хорошо бы учесть , что страны мечты не существует. В поисках абсолютного счастья на американских просторах первое , что вас ждет — это тотальное разочарование. Потому что психические законы не обмануть, и за идеализацией всегда следует разочарование и обесценивание.
Идеализируемый объект при ближайшем рассмотрении , как правило, оказывается не таким уж безупречно прекрасным, а потерянный в виде родины вдруг обретает все черты идеального. Душевный конфликт продолжается. Когда пройдет первая эйфория от вкусных гамбургеров и дешевых iPhone- ов, появится вдруг желание привычной еды, заботы близких, внимания друзей, всего того, что осталось там. И вот тут вы столкнетесь с реальностью и с самим собой, выйдете из порочного круга идеализации и обесценивания. И то, что вам надо будет создать – это ваша новая жизнь.
И ваша зависть вам здесь уже никак не поможет.