Инесса Астахова - постпсихоанализ

Женщина и самолет в ее сне

Сновидения

Образ птицы в сновидениях — интерпретация аналитика

 Продолжение 
 
 В связи с тем, что со многими своими клиентами я провожу юнгианский анализ, то я хотел провести пример, когда самолет в сновидении может олицетворять Самость, т.е. высшее Я. Замечу только, что Самость не сводится к Супер-эго, однако по мере процесса индивидуации она может принимать фигуры актуальные в данный момент развития. 
У одной моей клиентки, женщины около 40 лет имела место серия снов, в которой также присутствовал самолет. Я не буду раскрывать детали ее запроса, скажу только, что она пришла в разгар своего возрастного кризиса, когда ее единственная дочь рано вышла замуж и уехала за границу, а с мужем она развилась. Единственное, что ее поддерживало какое-то время — был ее бизнес. Однако в связи с экономическим кризисом 2008-2010 года она и его вынуждена была закрыть. Важная деталь – ее работа не была связана с перелетами. Последний раз до прихода ко мне в анализ она с семьей летала на отдых 8 лет назад. 
 
Женщина оказалась, что называется на «дне психологического колодца». У нее наблюдалась жесточайшая апатия, присутствовали суицидальные мысли. Будущее казалось для нее потерянным, бесперспективным, в сущности, она ничего впереди не видела, кроме смерти. 
 
Долгое время она не приносила сны. В таких тяжелых депрессивных состояниях, по-видимому, энергии не хватает даже на создание сновидений, либо либидо настолько истощено, что «ему не хватает сил» выталкивать даже малые фрагменты содержаний бессознательного при пробуждении. Когда в ходе нашей работы, ей стало лучше, появились сны — это всегда хороший признак начала динамических процессов в психике, указывающий на активизацию психической энергии. 
Один из первых снов: 
 
 «Я стою одна в огромном, холодном терминале, практически в полутьме. Передо мной стекло, за которым я вижу освещенную взлетно-посадочную полосу, по которой снова и снова разгоняются и взлетают самолеты. Я думаю о том, что жизнь там за стеклом — мне уже не взлететь». 
 
 Сон настолько точно отражал ее внутреннее состояние, что и тогда, и сейчас интерпретации — излишни. Самое интересно стало происходить потом, когда в ее сновидениях она стала видеть себя сначала на открытом воздухе около парковки самолетов, а затем в серии повторяющихся снов, она неизменно оказывалась около трапа самолета, но не решалась подняться. 
В разных вариантах снов, самолет виделся как огромной лайнер, или двухместный моторный самолет. Были сны, когда она видела себя в детстве, запускающей вместе с отцом игрушечный самолетик. В реальности, она росла без отца и никаких самолетиков не запускала. В этом сне отцовская фигура могла олицетворять проекцию на аналитика, который помогал ей взлететь. Было очевидно, что ее цель – «взойти снова на борт самолета», снова взлететь.
 Перед тем, как это случилось в сновидении, однажды она увидела совсем необычный самолет. Он был странной конструкции и отделки, больше напоминавшей богато украшенную королевскую карету времен Людовика IV: с золотым декором, оббитый красивым темно-зеленым шелком, а вместо стюардесс у входа стояли лакеи в париках. Сначала этот самолет показался ей небольшим, но по мере приближение он становился все больше и больше, в конце концов, он стал таким огромным, что у нее захватило дух. 
Клиентка рассказывала, что она проснулась с очень сильным чувством, что она столкнулась с чем-то очень важным и ценным для нее. Она описывала свое состояние так:
 
 «Как будто я обрела богатство, которое настолько огромно, что его невозможно растратить или отобрать. Этот «летающий замок» — был символом этого богатства. 
 
В следующих снах она видела себя в салоне первого класса, она летела, она была с людьми, которые казались счастливыми пассажирами… Вскоре она совершила реальный полет на огромном трансатлантическом лайнере, чтобы повидать с дочерью и примириться. 
Согласно юнгианским подходам Самость – это символ целостности, приближаясь к пониманию которого, мы становимся ближе к нашему истинному Я. В этом смысле, сновидения клиентки отражали процесс, когда эго постепенно обретала силы для вхождения в контакт с Самостью. Я бы сказал, что Самость в ее снах – это не сам самолет, а именно ее полет в самолете.
Читателям, однако, стоит помнить одну очень важную вещь: птицы и самолеты не могут вечно находиться в полете, приходит время, когда им необходимо приземляться. Птицы отдыхают, кормятся, спят, прежде чем, снова взлететь. Самолетам нужен ремонт, уход, заправка. Наша душа также требует ухода, внимания и заботы.
 
Москва, ноябрь 2013 г.
 
 
 http://mojarov.ru/ — сайт  Можарова А.