Инесса Астахова - постпсихоанализ

Толерантность и инаковость в любви

Секс

Те, кто много путешествует по всему миру, знает множества таких мест, в которых собираются одновременно люди со всех уголков мира. Последнее яркое воспоминание для меня это пляж Кута на острове Бали. Каждый вечер т ам  собираются тысячи людей, чтобы посмотреть закат солнца, которое каждый вечер проглатывает океан. В такие моменты ты можешь увидеть совершенно разных людей, с отличным друг от друга мировоззрением, людей разного возраста и цвета кожи. В такие моменты рождается терпимость к инаковости, т.е. толерантность.

Толерантность восходит к осознанию нашей абсолютной одинаковости (равноправия) перед лицом неизбежности и могущества сил природы и одновременной уникальности  каждого. Мы все люди, живущие сейчас на одинокой планете перед лицом безжалостного Космоса вовне, и необходимости принятия каждым из нас неизбежности Смерти. Но мы также люди, которые хотим счастья личного, социального, счастья нашим близким и готовы преодолевать  трудности ради его достижения.

В настоящее время по всему миру идет необъявленная война между старой, патриархальной этикой, базирующейся на религии, разделении, вражде, социальной, расовой, гендерной нетерпимости, и новой этикой, которая основывается на планетарном единстве перед лицом глобальных проблем, на правах человека, на признание права на свободу, право на здоровье и полноценную жизнь, признании инаковости и толерантности, но самое главное на понимании природы человека с учетом его бессознательного.   

Психоанализ и глубинная психология в целом, как и раньше, во времена Фрейда стоит на позициях психологической и человеческой правды. Как и сто лет назад, мы по-прежнему нуждаемся в новых бесстрашных истинах. Совершенно неслучайно, что права сексуальных меньшинств на их достойную жизнь, равенство перед законом, возможность создавать устойчивые пары и воспитывать детей – стало одной из арен этой войны.

В современном мире крайне много проявлений неравенства и несправедливости, в конечном счете, мы можем говорить о зле. Но как убедила нас история, проблему зла невозможно решить путем его «искоренения», зло в отдельной личности порождает зло социальное, ненависть одного может породить ненависть среди целой нации. Цена подобного поворота может быть очень высокой. Фашизм, тоталитаризм, сталинизм, тирания любого толка невозможно раз и навсегда искоренить, ибо их истоки берут свое начало в конкретной личности, ее травме, в конечном счете, эти монстры обитают глубоко внутри и могут вырасти в каждом из нас. 

Открытие Фрейдом отношения Я и ОНО взорвало в свое время пуританскую Европу и вызвало такое отчаянное сопротивление, какое возникает у клиента в психоаналитическом кабинете, когда аналитик подводит его к ядру комплекса. На кушетке психоанализа оказалось, в конечном итоге, вся западная цивилизация. С тех пор прошло более ста лет, мир изменился, в том числе благодаря психоанализу.


Но сегодня именно в кабинетах психоаналитиков нам приходится сталкиваться с проблемой освобождения от гендерных ловушек, болезненных иллюзий и негативных программ.

Мои клиенты, придерживающихся однополых отношений, ставят передо мной и перед самими собой вопросы, ответы на которые могут появиться откуда-то из глубин нашей психики. В анализе таких клиентов не может быть никакой однозначности. Часто попытки трактовать их в терминах Отца и Матери, феминности и маскулинности, фиксации либидо, кастрации или фиаско в Эдипальной фазе, ничего не дают, и ничего не объясняют. Возможно, подобные интерпретации 50 лет назад и имели терапевтический или трансформационный эффект, то сейчас они могут звучать нелепо, казаться притянутыми за уши. Справедливости ради следуют признать, что пока ничего другого в арсенале психоаналитика нет. Чтобы разобраться в личности анализанда мы движемся в прошлое, собирая вместе с ним пазлы его бессознательного, но очень часто мы ничего не находим, ничего что могло бы объяснить его или ее ориентацию. В таких случаях, я как специалист, начинаю думать, а зачем? 

Когда у тебя проходит анализ мужчина, которому уже далеко за тридцать лет, и он все эти годы жил в постоянном конфликте с самим собой, боялся, прятался, испытывал огромную вину за то, что он не такой как большинство, подобные сомнения часто возникают у аналитика. Ты видишь, как вина и страх лишали его возможности какой-либо связи с другим человеком своего же пола.

Он пришел ко мне, чтобы найти причину своего страдания и несчастья, найти и вывести наружу своих внутренних судей и палачей, которые всю жизнь только и делали, что осуждали и приговаривали. Но на самом деле бессознательно он пришел ко мне, чтобы я тоже вынес ему приговор. Этим приговором часто становится непрожитая жизнь и запрет на счастье. 

В ходе нашей работы его забитость и чувство неполноценности сменились праведным гневом ко всем тем, кто заблуждался и продолжает заблуждаться, кто насаживает ненависть к инаковости, разделяет и сталкивает людей свободы. Одновременно с этим он горько плакал, много плакал о той жизни, которую он не прожил, а также о тех молодых, чью жизнь пытаются украсть покрытые плесенью и затхлостью ортодоксальные и патриархальные доктрины, которые всеми силами пытаются остановить рождение новой психики и нового человека.

Мой клиент покинул Россию, покинул ее навсегда, чтобы попробовать, наконец, начать жить свободно, без страха, без вины и без отрицания себя. 

Инаковость в любви подрывает основы старого миропорядка. Вместе с движением за равноправие женщин и борьбу с расовой дискриминацией, движение за права сексуальных меньшинств вытягивает нас из векового рабства гендерных стереотипов. 

Толерантность к инаковости в любви лишает топлива не только тысячелетнюю войну полов, но разрушает любую ложь, которая оправдывает необходимость превосходства одно человека над другим, большинства над меньшинством. Многим страшно расставаться с иллюзоными историями о красивой и вечной любви, дружной семье, и великих нациях, но если человек привык смотреть жизни в лицо, или научился этому в кабинете у психоаналитика, ему становится больше не по пути с коллективным неврозом. 

С какой стати он должен слушать политических и религиозных сумасшедших, которые привыкли слышать только себя и следовать своему суженному и примитивному сознанию? Каким образом каждый из нас решает проблему своего отношения к инаковости, к иному и другому? Насколько он может быть честен к самому себе и насколько он знает свое alter ego? Любить – значит принимать жизнь во всем ее многообразии, а значит признавать инаковость другого и его право на счастье. Не любить – отрицать жизнь, покрывать ее серой краской. 

Наша страна погрязла в серости, может быть, поэтому нам так ненавистен радужный флаг. Однако стоит помнить историю о том, как совсем недавно в двадцатом веке серость породила Коричневую Чуму фашизма, та же серость породила Кровавое Чудовище сталинизма. Современной России не хватает толерантности, и это очень дурной знак. Сон разума порождает чудовищ: еще одного ни Россия, ни мир уже не выдержат.   


 (Москва, ноябрь 2013 г).