Инесса Астахова - постпсихоанализ

психанализ и грех

Психоанализ и 7 смертных грехов

Бессознательное и Осознанность

За 2 тысячи лет существования христианства человечество не слишком преуспело в борьбе со смертными грехами. Многочисленные храмы, святые трактаты и ритуалы дают лишь краткосрочное облегчение от груза осознания собственной греховности, неправильности, несовершенства. И хотя известный список семи из грехов был создан в VI веке, с тех пор мало что изменилось. 

 

Страдания человека, раздираемого на части противоречием между своими греховными желаниями и необходимостью быть разумным и прекрасным существом остались теми же. Разве что теперь люди все чаще приходят с этим к психоаналитикам. 

 
 Разнообразные вариации драмы «Разум и чувства» составляют по прежнему суть духовной и психической жизни человека и ежедневно разыгрываются в психоаналитическом кабинете.  Так что же делать с этими постоянными спутниками человека – его «грехами»?  
 

Люди настолько привыкли считать эти чувства плохими и пытаться вытеснить их, что искренне верят в необходимость и возможность избавления от них. А психоанализ говорит, что  именно они составляют нашу суть и  глубину. Это наше бессознательное, это наши чувства и конфликты, которые делают нас людьми. Наши грехи – это эмоциональное топливо для жизни и трансформации. 

 
1. Superbia (гордыня). 
Посмотрите вокруг или лучше в зеркало и , скорее всего, вы увидите Нарцисса. Герой мифа Нарцисс влюбился в свое отражение в воде пруда и умер от тоски неразделенной любви. С тех пор его имя стало нарицательным обозначением самовлюбленности, гордыни и эгоизма. Нарциссизм стал диагнозом с легкой руки Фрейда, а мир вокруг совершенно нарциссичным.
Высокомерие и эгоизм (гордыня) по прежнему находятся в списке слов скорее ругательных, ими пугают детей, а взрослые осуждают их проявление в окружающих и даже иногда хотят избавиться от них в себе. Высокомерие, необходимость во всем быть лучше других, постоянная озабоченность собой и собственным совершенством – все это оборотная сторона людей крайне неуверенных в себе, которым на самом деле не хватает элементарного эгоизма, принятия себя, Они , лишенные любви с самого детства, вынуждены были создать вокруг себя стену из высокомерия, чтобы скрыть свои уродства (как им кажется) за внешним образом перфекционистского идеала. 
 
Что делать? Как избавить их от греха? Трудно. Но надо стараться пробиться сквозь стену к их настоящим чувствам и показать, что вы готовы принять и их несовершенства тоже. 
Что делать с этим в себе? Сублимировать! Стремиться к совершенству, чтобы стать еще лучше и выше других! И достигать высот в творчестве, профессии, жизни, благотворительности. Направить свое стремление на социально одобряемые цели. 
 
2. Invidia (зависть) 
Зависть – это чувство с самой плохой репутацией. И если гнев или чревоугодие люди еще готовы в себе признать, то зависть все видят в других, но никогда в себе. Однако, подавляете вы зависть в себе или отрицаете, она у вас все равно есть. Для человека естественно желать чего-то, чего у него нет. И тем сильнее желать, если он видит, что это есть у другого и что другой получает от вот этого желаемого объекта удовольствие. Отсюда и «жена ближнего», и машина «как у него», духи и платье «как у Киры Найтли», на это построена вся реклама и большинство женских и мужских дружеских отношений. Ведь желать можно не только предметы, но и «писать сценарии, как он», «нравиться мужчинам , как она» и т.д. 
 

Мы всегда желаем желание другого. И если кто скажет, что у него этого нет, то это уже про самообман, которого нет в списке грехов, но который я бы поставила там на первое место. 

 
Что делать, если столкнулись с завистью в ближнем? Получайте удовольствие от того, что имеете, ведь от того, что его хочет ближний, оно становится более ценным. 
Что делать с завистью в себе? Избавляться бесполезно, отрицать тоже. Стараться, чтобы она не разрушала вас, а сублимировалась в энергию для получения новых удовольствий для себя. 
 
3. Ira (гнев) 
Гнев – одно из проявлений человеческой агрессии. Агрессию очень любят психоаналитики, о ней много пишут (без агрессии не бывает любви и т.п.), на ней строится многое во взаимодействии аналитик- пациент во время терапии. Агрессия- естественная часть мира живых. Она присутствует в  любом активном взаимодействии (в сексе в том числе). Она  основа познания и саморазвития. Без нее мы не сможем отделить себя от других, отстоять свою самостоятельность еще в детстве, выделиться в толпе, успешно конкурировать, делать карьеру и т.д. 
И все-таки даже мы признаем, что гнев и агрессия могут быть очень разрушительны. Не только в смысле войн, а в обыденном взаимодействии между людьми (в метро, офисе), или в семье (кричать на ребенка). 
Что делать, если вы столкнулись с гневом в ближнем? Если это не слишком близкий ближний, то лучше избегать общения и контакта с такими людьми. Если это агрессия на улице или в метро — не теряться, не считать, что «надо быть выше этого», «я интеллигентный человек» и т.п., а уметь постоять за себя. 
Сложнее, если вы сталкиваетесь с регулярной агрессией в семейных отношениях. Здесь в первую очередь надо задуматься не являетесь ли вы пассивно-агрессивным типом – человеком, который никогда сам не ведет себя агрессивно, но все время оказывается жертвой агрессии. Не бывает агрессивен только тот, кто умеет как следует ненавидеть своих ближних, осознавать это и вовремя им спокойно сказать: «Как же я тебя ненавижу!» 
 
4. Acedia (уныние) 
Один из самых страшных грехов, который действительно может погубить не только счастье, но и саму человеческую жизнь. Это единственный грех, за которым невозможно найти какое-то удовольствие, если , конечно не брать мазохизм – удовольствие от страдания, который на мой взгляд гораздо больше заслужил свое место в рейтинге грехов. 
Уныние надо разделить на 2 части. Уныние как горевание от потери чего-то. Не важно чего – близкого человека, мечты о новой работе, или фантазии о себе, как милом и добром. Потеря всегда горе, и горевать, чтобы ее пережить — это естественно и даже необходимо. 
Второй вариант уныния – меланхолия без видимых причин. Это то, что доставляет сильные страдания как всем окружающим, так и самому меланхолику. Близкие чувствуют свою неспособность сделать меланхолика хоть чуть счастливее, и страдают вместе с ним. Сам же он не может никому объяснить причины своих страданий, включая себя самого, чувствует свою никчемность и апатию, но не может встать и собраться. 
Что делать? Поддерживать как только можно, не говорить «Соберись, тряпка!», не обесценивать его страдания, даже если они вам не понятны. И скорее к психоаналитику. 
 
5. Avaritia (алчность) 
Алчность — постоянное стремление обладать чем-то и чтобы этого было все больше и больше — довольно мучительно чувство. Ведь она происходит от хронической невозможности человека получить удовлетворение. Как будто он постоянно и активно занимается сексом, но так и не получает оргазма. Алчному человеку всего мало – денег, домов, карьеры, возможностей, друзей, любовников и любви. 
Что с этим делать? Боюсь, что мало чего. Ведь такие люди редко осознают это как недостаток, они не приходят на исповедь или в психоанализ. Они хотят двигаться все дальше и отыметь этот мир, если он им это позволит. Они много достигают и часто востребованы бизнесе и политике. 
 
6. Gula (чревоугодие) 
Получение удовольствия через рот – первое и базовое удовольствие человека. Сосущий грудь младенец- признанный пример ангельского удовлетворения, одобряемый даже церковью. И , как верно писал Фрейд, все данные нам в детстве способы получения удовольствий остаются с нами на всю жизнь. Поэтому отказываться от греха чревоугодия мы не можем, просто потому ,что все равно не выйдет. Но и делать еду главным наслаждением в жизни, конечно, тоже не вариант, хотя бы потому, что мы уже не младенцы. 
Если вы посмотрите вокруг, то заметите, что оральных удовольствий для взрослых великое множество. Это курение, сосание конфет и ручек, алкоголь и другие съедобные вещества для изменения сознания, поглощение информации без последующего переваривания, откусывание кусков от ближнего, фантазии о питье крови(саги о вампирах так популярны!). На оральных слабостях человека построены целые индустрии — бесконечное множество систем питания и модных диет, спортзалы, индустрия моды с ее идеалом красоты в виде исхудавших моделей, которые повернуты на еде, кино и пр. Это окружает нас повсюду, поэтому искушение велико. И поэтому не смотря на все попытки похудеть, мы все равно едим, ходим в кондитерские и рестораны, и там едим, готовим и снова едим, садимся на диету, чтобы все время думать о еде. 
Что делать? Главное тут не заболеть булимией и анорексией. Тогда сразу к специалистам. А в остальном, кушайте с удовольствием, ведь на самом деле если человек перестает наслаждаться едой, то он выглядит больным и несексуальным. А чтобы не есть чрезмерно, сублимируйте желание поесть в написание кулинарных книг, просмотр кулинарных шоу и сайтов, и учитесь ценить отложенные удовольствия, которые еще надо заслужить. Они острее. 
 
7. Luxuria (похоть, блуд) 
Сексуальность – основа жизни. Именно от нее жизнь продолжается, именно она составляет всю нашу жизненную энергию – либидо. У людей со сниженным либидо случаются депрессии, они не могут получать удовольствия от дружбы, любви и еды, они выглядят больными и действительно заболевают. Поэтому берегите свою сексуальность и цените ее. А если вам ее не хватает, то тут и начинается то, что называется «похоть» и «блуд». Люди, которые не уверены в собственной сексуальности, нуждаются в постоянном подтверждении, что она у них есть. С помощью завоевания новых и новых половых партнеров, мужчина убеждается, что у него действительно есть пенис, а женщина ощущает, что достойна любви. 
Что делать, если это стало проблемой? Искать глубокие психологические корни чувства собственной неполноценности. И осознать, что с помощью секса своих проблем вам не решить.